Эхсан Забихуллах – переводчик с фарси. Он работает с гражданами Афганистана. С момента открытия Комитета утром он постоянно занят: выходит на крыльцо встречать семьи, которым нужна помощь, по телефону отвечает на вопросы тех, кто не смог прийти, помогает консультантам.
Главная задача – корректно перевести запрос и объяснить человеку алгоритм действий, который для него составит консультант «Гражданского содействия».
Переводчик
Эхсан родился в Афганистане. Когда ему было четыре года, семья переехала в Иран. Там он провел детство и окончил школу. В 2008 году его старший брат поступил в строительный институт в Воронеже – и позвал Эхсана к себе.
Эхсан поступил в Воронежский государственный университет на факультет международных отношений.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Он работал в посольстве Афганистана. Приехал на практику на два месяца и остался на два с половиной года. Потом была магистратура и снова Москва, а теперь аспирантура по программе мировой политологии.
Про Комитет «Гражданское содействие» ему рассказал Фахим Фероз, переводчик с персидского. В апреле 2022-го Эхсан начал помогать людям, которые приходят за помощью в «Гражданское содействие».
Документы
Очередной посетитель из Афганистана. Мать одна воспитывает трех дочерей, их не принимают в школу. Пришлось делать официальный запрос, матери идти в миграционную службу. Но это не быстро, а учебный год уже начинается.
Чаще за помощью обращаются женщины. Запросы разные, у многих нет документов. Визы заканчиваются, а временное удостоверение, официальный статус беженца или регистрацию получить сложно.
«Раньше миграционная служба звонила спустя неделю-две после обращения, а сейчас наши подопечные ждут по три-четыре месяца, за это время виза заканчивается. Из-за ситуации на Украине проблемы других беженцев ушли на задний план, в том числе проблемы афганцев», – говорит Эхсан Забихуллах.
Иногда история с документами растягивается на годы. АСИ писало о семье афганского беженца, который более 30 лет не может получить гражданство из-за бюрократических проволочек.
«Был такой случай: человек жил в России несколько лет, виза просрочена, а документы сделать все не получалось. И его забрали на рынке, где он работал, и отвезли в спецприемник Сахарово. Семья вызывала адвоката, пытались освободить, не получилось. Тогда за помощью обратились к нам, мы по телефону пытались как-то помочь, но было уже поздно. И буквально недели две назад его депортировали. Жена и дети остались здесь. Мы не знаем, как он сейчас», – рассказывает Эхсан.
Студенческий вопрос
Через два часа после нашего разговора в кабинет к Светлане Ганнушкиной, руководителю Комитета «Гражданское содействие», зайдут сразу восемь студентов из Афганистана. Комитет сообщает о студентах Управлению верховного комиссара ООН по делам беженцев – каждый случай рассматривают индивидуально.
Однажды в Комитет за помощью обратилась афганская студентка. Из страны ей помог сбежать отец, бывший полковник полиции, который сейчас скрывается и не может работать.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
«Отец, чтобы спасти дочь, отправил ее в Россию на учебу. Для нас это редкость, чтобы девушка одна уехала учиться, тем более сейчас. Она бежала экстренно, к переезду не готовились, и родители сейчас ей помочь не могут», – рассказывает Эхсан.
Студентка просила о материальной помощи. По какой-то причине в Комитете помочь в тот момент не могли, и Эхсан сам перевел ей немного денег.
«Ей этого хватило на пару дней, за которые она нашла работу поваром. Сейчас готовит и моет посуду в кафе, на занятия пока не может ходить. Ей главное — себя обеспечить. Встает в четыре часа утра, домой приходит к девяти», – рассказывает переводчик.
Студентка обратилась за помощью в УВКБ ООН – организация поможет найти временное убежище на год.
На связи круглосуточно
Во время разговора Эхсану несколько раз звонят на мобильный. Переводчик дает свой номер тем, кто приходит за помощью в Комитет.
«Приемные дни у нас три раза в неделю, но вопросы у людей появляются каждый день. Иногда ночью звонят», – говорит Эхсан.
Помощь иногда нужна и близким беженцев, которые находятся в другой стране. Тогда тоже звонят и спрашивают. А заодно рассказывают, какая ситуация сейчас в Афганистане.
Эхсан хочет и дальше работать в комитете.
«Когда делаешь что-то для людей – это радует. А еще лучше, когда есть результат, и ты понимаешь, что это получилось благодаря тебе. Что ребенок в школу пошел или студентам удалось сохранить место и продолжить обучение», – говорит он.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.