Что это за исследование
5 сентября в пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция, приуроченная к Международному дню благотворительности и посвященная презентации исследования ВЦИОМ для фонда «Обнаженные сердца» об отношении россиян к благотворительности.
Это уже восьмое pro bono исследование для российских некоммерческих организаций за последние полтора года. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по словам руководителя Практики инициативных исследований Центра развития человеческого капитала ВЦИОМ Александра Гаврилова, придерживается принципов устойчивого развития и старается посильно участвовать в решении социальных проблем, а именно проводить необходимые для работы НКО исследования.
Центр провел телефонное интервью среди 1 600 респондентов старше 18-ти лет из разных уголков России: не менее 80 регионов, 500 городов, 100 сел. Погрешность исследования — 2,5%.
Как помогают россияне
По результатам исследования, 88% россиян так или иначе включаются в практики взаимопомощи. Большинство (79%) помогают родным и знакомым, только половина (52%) — незнакомым.
Так, 53% респондентов безвозмездно передают товары и вещи знакомым, друзьям и родственникам. Столько же заявили о финансовой помощи знакомым, друзьям и родственникам.
52% россиян рассказали, что бесплатно выполняют какую-то работу и оказывают услуги своим знакомым и близким.
32% россиян безвозмездно передают товары и вещи благотворительным организациям и фондам. 21% передают деньги непосредственно нуждающимся, 20% — жертвуют средства фондам и благотворительным организациям. Только 9% выполняли работы и оказывали услуги фондам.
12% опрошенных вообще никак не помогали ни родным, ни друзьям, ни благотворительным организациям.
33% россиян поддерживают незнакомых людей финансово: лично или через благотворительные организации. Чаще всего это люди 35-44 лет из городов с населением от 500 тысяч человек до миллиона, с высшим образованием и называющими свое финансовое положение хорошим. Тем не менее, 23% среди тех, кто помогает, называют свое экономическое положение плохим.
Исследование показало, что недоверие к благотворительным фондам — не самая распространенная причина, по которой люди не помогают финансово. По данным ВЦИОМ, самым популярным (49%) ответом, почему человек не жертвует, оказался недостаточный размер дохода.
31% опрошенных заявили, что предпочитают помогать тем, кого знают лично. Несколько меньше (27%) считают, что такими делами должно заниматься государство.
Чуть меньше четверти россиян (23%) не жертвуют, потому что не доверяют фондам и благотворительным организациям. Еще исследователи узнавали, доверяют или нет респонденты известным им благотворительным фондам. Это был закрытый вопрос для всех опрошенных.
Выяснилось, что 30% полностью или скорее доверяют известным фондам, совершенно не доверяют 24%. Эти 24% среди причин недоверия называют непрозрачность и отсутствие отчетности (23%), коррупцию (20%), недобросовестность и мошенничество (15%), недостаточную информированность о работе организации (12%). А вот 19% опрошенных на вопрос о доверии ответили, что вообще не знают никаких известных благотворительных организаций и фондов.
Президент фонда «Обнаженные сердца» Ася Залогина отмечает, что такие замечания могут быть обоснованы в отношении общей картины. Но ее фонд и фонды, с которыми организация сотрудничает, с каждым годом стараются сделать отчетность все более детальной.
«Другое дело, что чем детальнее пытаешься описать каждую копейку, тем сложнее пробраться через такой отчет. Людям очень хочется видеть, что конкретно они поменяли в жизни другого. Так что это повод задуматься, как больше рассказывать не только о проблемах, но и об историях успеха», — считает Ася.
По ее словам, за рубежом есть практика, когда фонды рассказывают, на что может повлиять даже самое маленькое пожертвование. Разложить свою работу на маленькие суммы — непростая задача, но российским НКО тоже стоит попробовать это сделать.
Кому помогают россияне
Большинство россиян традиционно помогают детям — 66%, из них 57% поддерживают детей с тяжелыми заболеваниями, 23% — детей с особенностями развития, 16% — детей-сирот.
35% россиян помогают взрослым: из них 18% пожилым людям, 12% -взрослым с тяжелыми заболеваниями, 3% — взрослым с особенностями развития, 3% — военным.
Кроме того, за последний год-полтора 27% опрошенных помогали животным, 26% — беженцам и пострадавшим от вооруженных конфликтов, 25% — малообеспеченным, 18% — разным организациям, религиозным, правозащитным, экологическим, 16% — бездомным людям.
Почему люди помогают
По данным ВЦИОМ, самый главный мотив для людей, жертвующих на благотворительность, — желание почувствовать возможность влиять на ситуацию (57%). Следующие по распространенности мотивы — воплощение нормативных установок с ориентацией на окружение (55%) и способ наполнить свою жизнь смыслом (22%).
Кроме того, россияне рассказывали, что просто хотят помочь конкретному человеку или организации, почувствовать, что могут что-то изменить, быть причастными к чему-то важному и значимому.
37% респондентов заявили, что помогают, потому что верят, что добро возвращается.
«Результаты исследования определенно показывают нам новые тенденции в благотворительности, о которых мы догадывались, но данных, подтверждающих наши ощущения, до этого не получали», — комментирует для Агентства социальной информации Алена Удаленкова, менеджер по работе с частными донорами фонда «Нужна помощь».
По ее словам, мотив повлиять на ситуацию указывает на то, что жертвователи постепенно меняют эмоциональный порыв помочь на более рациональное желание.
«Это важные изменения, к которым российские НКО двигались много лет: не разово давить на жалость доноров и стихийно собирать пожертвования, но вовлекать доноров в системную постоянную помощь», — считает Удаленкова.
Такое изменение мотивации успешно влияет на сборы, потому что осознанные доноры чаще совершают регулярные пожертвования, вовлекаются в работу фонда и рассказывают о нем окружающим, чтобы привлечь других сторонников.
Это хорошо для всех НКО, ведь люди, поддерживающие организации регулярно, соглашаются с тем, что часть их пожертвований идет на оплату административных расходов фондов: зарплату сотрудников, инфраструктуру и так далее. Это согласие, по словам Алены, означает осознание, что для решения социальных проблем нужно время, системная работа и большие ресурсы.
«По результатам исследования становится еще более очевидно, что фондам надо и дальше двигаться в сторону освещения системности своей работы и важности изменений, которые инициируют НКО. Мы проходим долгий путь от жалостливых постов и душераздирающих видео, которые помогают собирать адресную помощь, к сборам на системные проекты, которые в итоге помогают бОльшему количеству людей и влияют на решение социальных проблем в целом», — говорит менеджер по работе с частными донорами фонда «Нужна помощь».
Еще исследователи спрашивали россиян, что может повысить вероятность того, что они совершат благотворительное пожертвование. Для 40% респондентов это уверенность в том, кому и на что пойдут средства. 28% совершили бы пожертвование, если бы фонд отправил им отчет о потраченном, 23% — если бы знал об успешных проектах фонда и его достижениях.
20% пожертвовали бы фонду, который системно решает какую-то проблему, а не только помогает конкретным людям, 16% — фонду, который решает проблемы, касающиеся друзей и близких жертвователя.
А вот каждый восьмой опрошенный заявил, что пожертвовал бы, если бы средства собирал его работодатель. По результатам исследования, медийность и реклама фондов практически не влияет на решение пожертвовать.