Дима встречает всех на входе в центр. Он очень высокий и серьезный, внимательно смотрит на меня сквозь очки. Спрашивает «А вы кто?». Когда узнает, что журналист и делаю репортаж, обнимает меня.
У Димы ментальные нарушения. Когда он окончил школу, мама решила выйти на работу. Быть дома одному Диме сложно, он начинает нервничать. Тогда родители нашли мастерские при психоневрологическом интернате. Какое-то время Дима ходил туда, но ему не понравилось. В колледж тоже не захотел.
«Проблема в том, что у взрослых людей с особенностями развития почти нет выбора: либо дома сидеть, либо переезжать в интернат. Димин папа где-то узнал про центр «Турмалин», и мы решили прийти сюда, чтобы он не оставался дома», – рассказывает Татьяна, Димина мама.
Дима общительный и дружелюбный. В «Турмалин» его взяли сразу. В центре он остался на восемь лет и продолжает сюда регулярно ходить.
Дима с мамой Татьяной. Фото: Марина Некрасова / АСИ
Столяр и гончар
В «Турмалине» занимаются взрослые люди с ментальными нарушениями. Центр обеспечивает дневную занятость: тут есть керамическая, ткацко-валяльная, свечная, столярная и мыловаренная мастерские. Есть занятия по фьюзингу – это когда подопечные делают украшения и декор из стекла.
Дима попробовал все и выбрал две мастерские: керамическую и столярную. На занятия ходит как на работу – пять раз в неделю. И очень расстраивается, если почему-то их нужно пропустить.
«Наши мастера и педагоги очень душевные и профессионалы своего дела, поэтому к ним тянутся. Дима чувствует, что здесь над ним никто не будет смеяться или осуждать, иначе он бы не смог заниматься», – объясняет Татьяна.
А еще в центре проходят занятия по музыкальной и арт-терапии. Дима даже помог с оборудованием, вместе с другими подопечными делал музыкальный инструмент «шум дождя».
Порядок и распорядок
Для Димы, как и для многих других людей с ментальными нарушениями, важен стабильный распорядок дня, резкая смена может вызвать стресс. Поэтому в «Турмалине» все четко: в обычные дни подопечные приходят с утра, полтора-два часа занимаются, а потом прерываются на перекус и отдых. Так с десяти утра до пяти вечера. За день они могут несколько раз поменять мастерскую – в выборе их не ограничивают.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
По словам Татьяны, для Димы порядок дня очень важен. В мастерских он всегда работает по инструкции. И поскольку Дима сильный, часто выполняет тяжелые задачи. В керамической мастерской любит работать с большими формами: лепить, а потом и разукрашивать готовые изделия.
На ярмарке, которую «Турмалин» проводил в День открытых дверей, можно купить Димины тарелки. С оформлением помогают сотрудники центра.
«Он у меня исполнитель. Ему что скажешь, то он и сделает. Что-то придумывать самому, свои идеи воплощать – это не его. Он даже никогда не просит дома сам порисовать», – говорит Татьяна.
В керамической мастерской Дима показывает заготовки для будущей посуды, их он сделал самостоятельно. Такая работа требует терпения и упорства.
Бытовая социализация
Но кроме ремесленных навыков, Диме важно учиться еще и бытовым: самому считать сдачу в магазине, ездить в общественном транспорте, готовить. Татьяна раньше отправляла сына в специальный лагерь, который организовывал «Турмалин», но практика нужна постоянно.
«Нам предлагали в Бутово и Царицыно принять участие в проектах по социализации. Но Дима принципиально не хочет – только в «Турмалин» и все. Может, однажды все же уговорю», – отмечает Татьяна.
Пока Дима учится жить самостоятельно в центре, вместе с остальными подопечными работает над проектами, отдыхает и общается. Вместе с ним тут заняты другие: Джон накрывает на стол, Зоя делает вяленых птичек, Артем работает в «столярке».
«Турмалин» – это не просто творческий центр: сотрудники стараются выстраивать семейные отношения, поэтому многие подопечные, как Дима, привязываются к «Турмалину», как ко второму дому. Здесь ездят на экскурсии и отмечают праздники.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
«Турмалин» глазами специалистов
Атмосфера дома – заслуга методистов, мастеров и психологов, которые работают в «Турмалине».
Юлия Жулина – методист центра — помогает в керамической мастерской. Говорит, что работа с глиной всегда приносит терапевтический эффект: вопрос, хватит ли на такой материал сил подопечным.
«У нас есть те, кто не может работать с глиной: им не нравится, что она холодная или как твердеет. Мы подбираем все индивидуально: если человеку некомфортно в мастерской, толку от этого не будет», – объясняет Жулина.
Работы подопечных продают на ярмарках и выставках.
«Турмалин» проводит не только очные, но и онлайн-занятия. В сентябре центр начал новый сезон удаленных встреч: будут проводиться занятия по кулинарии, адаптивной физкультуре, рисованию и т.д.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.