С Дарьей Дерюгиной и Ариной Андреевой, основательницами и солистками популярной молодежной группы «Комсомольск», мы договорились встретиться в комитете «Гражданское содействие» (внесен в реестр НКО-иноагентов). В холодный осенний день в комитете было многолюдно и шумно — обычная рабочая обстановка. В коридоре, у склада, где хранятся вещи, две молодые девушки разбирали одежду. Без париков и яркого макияжа выглядели они вполне как сотрудницы организации, работали уверенно и легко находили общий язык с пришедшими за помощью беженцами.
Мы сейчас с вами находимся в комитете «Гражданское содействие». Расскажите, что вы здесь сегодня делаете?
Дарья: Мы пришли как волонтеры. Сначала разложили продуктовые наборы, которые потом раздавали людям. Отсортировали вещи, помогали с выбором одежды тому, кто в этом нуждался. Не всем удобно самим рыться в ящиках, мы как раз с этим и помогали, искали, предлагали разные варианты.
Какие у вас ощущения от такой волонтерской работы?
Дарья: Хорошие, приятно делать людей счастливыми…
Нас прерывают. Сотрудница комитета просит Дарью и Арину пройти на склад и помочь пришедшей девушке найти теплые вещи. На руках у девушки невидящая годовалая дочка, скоро девочке должны сделать операцию. Дарья и Арина уходят ей помочь.
(После) Удалось что-то подобрать девушке?
Арина: Да, нашли красивое красное пальто в клетку, шарф, свитер, теплую кофту. Ей вещи понравились, это самое главное.
Вы часто участвуете в благотворительных мероприятиях?
Дарья: Как начали выступать, нас периодически зовут участвовать в благотворительных проектах. Например, мы дружим с фондом «Антон тут рядом», выступали на их фестивале.
Были и какие-то провальные мероприятия, где была не до конца понятна благотворительная составляющая. А были очень хорошие случаи сотрудничества, например, с программой «Одинаково разные», которая сейчас занимаются помощью беженцам из Украины (программа социальной и языковой адаптации детей мигрантов работает с региональными школами и является проектом Благотворительного фонда поддержки и развития образования «Новый учитель» — прим АСИ.).
Мы несколько раз ездили летом в лагерь в Малоярославце, организованный программой для детей, находящихся в ПВР (пункты временного пребывания – прим. АСИ). Играли концерты, занимались с детьми. Там нужно было создавать дружескую, теплую атмосферу.
Какими вы увидели детей из ПВР?
Арина: Дети они везде дети, им нужны простые человеческие радости, друзья, активности, лето.
Дарья: Они прекрасно все понимают, где оказались и что происходит. Естественно, с ними надо работать по-другому, поэтому там с детьми много занимались психологи. Заметно, что им не хватает каких-то вещей из повседневной жизни.
Когда мы туда приехали, нам рассказали, что сначала между блоками детей из ПВР и детей из других городов выстроили стену. Не знаем, чья была инициатива, точно не детей, но говорят, ее быстро разобрали.
Что для вас лично благотворительность?
Дарья: Благотворительность – это следующая ступень развития личности, когда человек уже имеет все, что ему нужно, он готов помогать другим. То есть, благотворительность начинается тогда, когда у человека закрыты основные потребности и он чувствует себя в безопасности.
Арина: Тогда он уже начинает думать не только о себе, но и о ближнем.
У вас есть свои правила благотворительности?
Арина: Нам важно делать что-то для конкретных людей или когда точно видишь, кому и в какой ситуации ты помогаешь. Так сам процесс помощи более понятен и прозрачен.
Дарья: Я слежу за ситуацией с бездомными животными, помогаю нескольким приютам. Однажды мы организовали благотворительную акцию в своих социальных сетях. Выложили некоторые свои вещи с концертов и съемок на продажу, а собранные средства отправили двум приютам помощи бездомным животным в Московской области. Получили много откликов и собрали приличную сумму.
Мне кажется, государство должно больше помогать таким вот приютам, которые практически в одиночку спасают собак и кошек и борются с проблемой бездомных животных.
Клип на вашу песню «Моё окно» недавно сняли школьники из Гусь-Хрустального. Как появилась эта идея и как проходили съемки?
Дарья: Нам написали в конце лета ребята из проекта «Киноканикулы» и рассказали, что вместе с объединением «Кружок» связались со школой в Гусь-Хрустальном и хотят со школьниками снять клип на нашу песню. У нас тогда как раз готовился новый альбом, «Комсомольск-0», и мы прислали им три песни на выбор. Они выбрали «Мое окно».
Потом мы поехали на съемки в Школу №1 в Гусь-Хрустальный. Приехали и увидели настоящую съемочную площадку, много разных цехов, в которых работали сами школьники: операторский цех, гримерный цех, актеры. Увидели приличных мальчиков, которые по сценарию должны были играть хулиганов, они не понимали, кого надо бить и за кем бежать. Но на самом деле все было очень профессионально.
Арина: Там была девочка, второй режиссер, мы сначала подумали, что она профессиональный режиссер из Москвы. А оказалось, что она тоже школьница.
Дарья: Кроме того, там было несколько специалистов-психологов из «Кружка», которые в процессе съемок проводили интерактивные занятия, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Но мы даже не знаем, нужно ли им это было, потому что они просто фонтанировали идеями с горящими глазами.
К слову, про ваш новый альбом «Комсомольск-0». В описании говорится, что «этот альбом — попытка социальной интроспекции в 2022 году. Ноль, вынесенный в название, как точка отсчета, как конец и начало чего-то нового». Что это значит? Можете немного рассказать про альбом, как он создавался?
Арина: Это запись была особенной. В группе произошло много изменений, и для нас это действительно точка отсчета, фиксация внутреннего и внешнего. Никогда до этого не работали в таком формате, мы в первый раз записывали на плёнку, всё было в новинку.
Правда ли, что вы выступали в мужской исправительной колонии. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте. Как вас приняли?
Дарья: Да, летом во время тура по городам, нас пригласили выступить в ИК 27 в поселке Волчанец под Находкой. Там проводили серию культурных мероприятий. И мы первые, кто приехал к ним в гости с концертом.
Арина: Нас приняли очень тепло. Конечно, мы женщины, а это мужская колония, сначала ощущалось немного напряжение. Нам пришлось отказаться от нашего привычного образа: ярких париков и макияжа. Но в итоге после к нам подходили заключенные, говорили «спасибо» и что они давно не слышали такой музыки.
Фото из личного архива
У вас довольно большая молодая аудитория фанатов. Как вы думаете, есть ли в их жизни благотворительность?
Дарья: Да, среди нашей аудитории мы видим, что благотворительность довольно распространена, люди буквально бросаются на любой зов. И, естественно, в большом сообществе это сделать проще.
Арина: Мне кажется, молодые люди уже считают, что благотворительность — это нормально. Сейчас это формируется на уровне сообществ, друзей или подъездов – люди готовы помогать друг другу вещами, делом.
Как, вам кажется, стоит разговаривать с молодой аудиторией о благотворительности?
Дарья: Честно, акцентировать внимание на конкретных задачах и проблемах, приглашать к себе. Людям важно понимать, куда идут их деньги. Конкретной истории гораздо проще сопереживать.
Арина: Открыто рассказывать куда, зачем и почему. Рассказывать больше о благотворительности в целом, воспитывать это в людях. Возможно, мы в какой-то момент придем к тому, что это станет частью нашей повседневной жизни.
Дарья: Мне кажется, большое значение имеет воспитание и образование, нужна большая просветительская работа. Многие не занимаются благотворительностью не потому, что они злые или не умеют сопереживать, а потому, что они не знают, что нужно помогать и как помогать. Сложно представить детские дома или хосписы, когда ты об этом ничего не знаешь.
Фото из личного архива
Как вы думаете, какова роль известных людей, артистов, блогеров в этой просветительской работе? Должны ли они как-то участвовать?
Арина: Как люди с аудиторией, артисты могут своим примером показывать, в чем учавствовать и на что обращать внимание. Конечно, у них больше ресурсов, чтобы просвещать, и здорово, когда получается поговорить с фанатами о благотворительности.