Для сектора благотворительных фондов и НКО 2022 год выдался тяжелым. Существенно упали сборы у фандрайзинговых фондов, часть бизнесов, которые традиционно участвовали в благотворительных проектах и программах, покинули Россию, а крупные российские компании сократили программы корпоративных пожертвований.
На пленарной сессии форума представители третьего сектора душевно поговорили о том, как пережили 2022 год: что помогало фондам держаться на плаву, какие стратегии реализовывали сотрудники, каков на сегодняшний день горизонт планирования и насколько сильно изменилась работа НКО.
«Частные фонды следят за инфраструктурой поддержки третьего сектора. Причем один из главных трендов прошедшего года — это увеличение государственной поддержки НКО. Это значит, что не только частные фонды вкладываются в сектор, но и государство — особенно на региональном уровне», — заявил Николай Троцкий, заместитель директора Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».
Учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» и член Общественной палаты РФ Алена Куратова в своей речи подчеркнула, что если год назад казалось, что мир рухнул, то сейчас все ощущается совсем по-другому. «Вижу, как орфанный сектор начал сращиваться с государством. Появился фонд «Круг добра», который решил огромное количество проблем, когда прекратились поставки, снизились цены на препараты, появляются новые законодательные инициативы», — рассказала Куратова.
Директор «Благосферы» Наталья Каминарская, модератор дискуссии, подчеркнула, что НКО за прошедший год стали во многом той точкой опоры, которая осталась константой и продолжила свою работу:
«Если не мы, то кто? Психологическая, и физическая, и материальная помощь, которую оказывали НКО весь год, крайне важна. Давайте оставаться устойчивыми для людей».
На сессии «Не в Москве — как живут и работают благотворительные фонды в провинции» собрались представители регионального третьего сектора. Фандрайзеры и директора фондов обсудили трудности, с которыми столкнулись в прошлом году.
«Последний год как никогда раньше показал нам горизонт планирования, точнее его отсутствие. Если раньше мы могли планировать на два, на три года вперед, то в 2020 году это все схлопнулось, а 2022 год вообще показал, что планирование — это не про нас», — поделилась Дарья Пикалова, руководитель отдела финансирования благотворительного фонда «ДедМорозим».
«Когда проблем становится больше, возможности истощаются, появляются новые целевые группы, существует очень важный ресурс — гражданское общество. Это когда люди объединяются, чувствуют себя не только объектами, но и субъектами поддержки. Порыв, который ощущают НКО и гражданское общество в кризисные времена, — это то, что нельзя терять», — Ирина Субботина, куратор программы НКО-СОКРАТ.
«Вне зависимости от прогнозируемых погодных условий каждый корабль, выходящий в море, должен быть готов к погодным катаклизмам. Только так он сможет спасти себя при неожиданно наступившей буре», — говорится в описании сессии «Удержать штурвал корабля: управление благотворительным фондом в «идеальный шторм». Эксперты обсудили, помогли ли приобретенные во время пандемии навыки справиться с кризисом сегодня.
Особенно тяжело в прошлом году пришлось маленьким фондам. Мария Томич, учредитель и директор БФ «Время детства», рассказала, что их стратегия заключалась в отсутствии стратегии. Для команды было важно созваниваться каждое утро, намечать план на день и решать задачи по мере их поступления. «Это единственное, что позволило нам не сойти с ума», — шутит Мария.
Не менее позитивный подход был у Инны Инюшкиной, создателя Благотворительного фонда «Спина бифида».
«Я как лидер организации мыслю возможностями и ресурсами, которые нам доступны в нынешних условиях. Многие иностранные лекарства ушли из России, тогда мы начали сотрудничать с отечественными производителями и посадили российских медиков за стол переговоров, хотя это не удавалось на протяжении 10 лет», — поделилась Инна.