В России насчитывается около 300 действующих эндаумент-фондов, позволяющих сформировать вечный капитал для определенной цели. Казалось бы, начиная с 2006 года, когда появилась соответствующая законодательная база, накоплено достаточно опыта, чтобы это явление стало привычным и понятным. На деле же фраза «эндаумент-фонд» чаще всего вызывает ступор у собеседника, а количество разбирающихся в теме говорит о том, что это скорее закрытый клуб. Как в него попадают новые игроки? Что их объединяет и какая мотивация ими движет?
Впервые эта тема прозвучала на Пермских лабораторных днях, посвященных стратегиям целевых капиталов за пределами столичных регионов. На конференции опытные создатели фондов из разных регионов России – от Дальнего Востока до Архангельской области — делились историями внедрения этого механизма и рассказывали о трудностях, которые им пришлось преодолеть. Новички описали, какой путь они прошли к моменту встречи и как появилась идея зарегистрировать эндаумент-фонд.
Не называя конкретных имен, давайте вглядимся в собирательный портрет создателя нестоличного фонда целевого капитала.
Эндаумент-фонд (фонд целевого капитала) – это финансовый инструмент, с помощью которого из пожертвований формируется неприкосновенный капитал. Собранные деньги невозможно напрямую израсходовать, их можно только инвестировать, то есть передать в управление для получения прибыли.
Доходы эндаумент-фонда допустимо направлять исключительно на цели, прописанные в уставе некоммерческой организации. Таким образом многие рассматривают эндаумент-фонд как подушку финансовой безопасности, так называемый «вечный капитал».
Бэкграунд: образование и опыт
Кто создает целевые капиталы? Во всех озвученных историях отчетливо заметен крен в сторону гуманитарного высшего образования. Юриспруденция, экономика, история, политология и педагогика высшей школы – это те направления, из которых вышли создатели эндаумент-фондов, по крайней мере, в Пермском «срезе».
Очевидно, что юристам и экономистам проще перешагнуть высокий порог входа в сложную тему: разобраться в тонкостях нормативной базы, оформить сложную документацию, провести переговоры с финансовой управляющей компанией.
Возможно, историков и политологов эта тема притягивает из-за понимания ценности самой сути фонда целевых капиталов. Если не веришь в идею сам, то как убедить другого? Возможно поэтому выпускники историко-политологических факультетов быстрее загораются идеей и, обладая соответствующими навыками, активно транслируют ее локальному сообществу.
Но важнее образования оказывается опыт общественной работы. Даже если вы – инженер-электронщик, но волею судеб оказались в секторе некоммерческих организаций, то велики шансы, что рано или поздно столкнетесь с вопросом: «Может быть, пора создать эндаумент-фонд?» И, скорее всего, ответите на него положительно.
Еще одна заметная особенность в усредненном портрете создателя фонда целевого капитала – это университетская среда. Этому есть логичное объяснение: на конец 2020 года больше половины эндаумент-фондов России — это фонды вузов.
Мотивация: зачем все это надо
Далеко не все создатели целевых капиталов сами узнают про механизм эндаумента, вникают в его суть и твердо решают, что фонд нужно создавать. В трети случаев, которые были проанализированы, — это задание от руководителя. Тем не менее внешняя мотивация трансформируется во внутреннюю.
Примерно треть распознают в эндаументе возможности для поддержания существующих проектов. Именно преимущества финансового механизма становятся ключевой мотивацией для активных действий.
Что еще движет условным гуманитарием-общественником на пути к созданию эндаумент-фонда? Возможность изменить качество жизни и создать условия для раскрытия потенциала местного сообщества. Вообще, работа с локальным сообществом и создание фондов целевого капитала конкретной территории – новый виток развития эндаумент-движения в России.
Сходства и различия между создателями столичных и нестоличных эндаументов
Общее – смелость, готовность вкладываться в долгосрочные проекты, желание учиться и делиться своими наработками. Везде важен профессионализм и репутация.
Если говорить про различия, не секрет, что в столицах больше денег, больше амбиций. Решения принимаются в столицах. Там живут люди, владеющие бизнесом в регионах, да и новации приходят туда быстрее. Там в создании фондов участвует экономическая и политическая элита страны.
Нестоличные практики другие: люди, работающие с темой эндаументов в территориях, опираются на силу сообществ, выстраивают долгосрочные связи, рассчитывают, прежде всего, на свой социальный капитал, опыт. Поэтому важны биографии, образование, практический опыт. Людям важно доверие и уверенность в завтрашнем дне. В условиях нестолиц все происходит медленнее.
Барьеры и опоры: что мешает и помогает создавать эндаументы
Первая трудность, с которой сталкиваются все без исключения, связана с самим словом «эндаумент». Участники лабораторных дней не без шуток делятся, что прежде всего пришлось часто и подробно рассказывать, как правильно слово произносится и что оно означает. На следующем этапе было важно донести суть работы конкретного фонда и его цели. Если это удалось совершить в пределах одного разговора, можно считать, что полдела сделано.
Затем все рассказывают о «юридических дебрях», в которых они оказались, и об очень приблизительном понимании сути самого инструмента. На этом этапе помогает поддержка сообщества (например, консультации Центра правовых знаний по благотворительности) и обучение. Половина собеседников отметили образовательные треки в Сколково и стажировки, которые организовали при грантовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Наконец, когда фонд зарегистрирован, первые барьеры пройдены, инициативный и мотивированный создатель фонда сталкивается со стеной скепсиса:
«Замечаю, что понятие “эндаумент” немного ругательное что ли. Мало кто верит, что это может работать в России, работать долго и иметь успех. Нам говорят: откуда вы знаете, что будет через три года?»
На этом фоне выглядит исключением история, когда партнер организации из категории «старый друг» не только откликнулся на идею создать фонд, но и поддерживает ее до сих пор. В нашем исследовании этот кейс оказался единственным, но эксперты делятся, что в целом – это не самый редкий сценарий появления фонда.
Какую роль выбирает себе создатель фонда
Вдохновленные идеей вечного капитала создатели фонда становятся просветителями в области эндаумента или генераторами проектов, разворачивающихся вокруг нового фонда.
Для всех кейсов типично, что становление фонда происходит на фоне формирующегося или уже сформированного сообщества. И, как отмечают сами участники конференции, комьюнити – это одновременно и инструмент (те, кто формирует вечный капитал), и результат всех описанных выше усилий (вокруг фонда формируется сообщество), и благополучатели (зачастую именно для локального сообщества создается эндаумент).
В отдельном кейсе участник лаборатории поделился, что в процессе общественной работы сформировался «клуб городских сумасшедших» – место, куда люди могут прийти с самыми невероятными идеями и безопасно их озвучить, получить обратную связь и понять, где найти ресурс для воплощения идеи в жизнь. Эндаумент как инструмент вполне может стать одним из таких ресурсов.
Исследование «собирательного портрета» было проведено на основе Лабораторных дней, которые проходили в мае 2022 года в Перми. Организатор — Центр знаний по целевым капиталам «Дом эндаумента». В один из дней проходила конференции автобиографий, где участники — создатели фондов целевого капитала — рассказывали о себе и о том, как в их жизни появился эндаумент. География участников: Челябинск, Сатка, Пенза, Владивосток, Пежма, Добрянка, Краснокамск, Норильск, Пермь.
Записала Анна Ермягина
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.