Во Всемирный день театра вместе с краудфандинговой платформой Planeta.ru подготовили самые запоминающиеся кампании на стыке общественного, благотворительного и театрального.
Ремонт туалета на миллион
Мотыгино — самый отдаленный поселок в России со своим драматическим театром.
Чтобы добраться до театра из Красноярска, нужно переплыть три реки: Енисей, Тасеева и Ангару. Два раза в год, в распутицу, когда на реках встает и тает лед, по земле до Мотыгино доехать невозможно. В это время только двухмоторные самолеты летают из Красноярска, и то лишь три раза в неделю.
В 2021 году Дмитрий Турков, на тот момент художественный руководитель Мотыгинского драмтеатра, запустил крауд-кампанию на ремонт туалета: чтобы зрителям и актерам не приходилось «гуськом бегать по морозу на улицу». Необходимая сумма в 300 тыс. рублей на Planeta.ru была собрана всего за три дня. Кампанию решено было продолжить и увеличить финансовую цель до 1,5 млн рублей, которые смогли бы покрыть расходы на ремонт крыши и других устаревших элементов конструкции. Краудфандинг получился «громким»: о сельском театре писали СМИ, на YouTube-канале «Редакция» (его создатель Алексей Пивоваров признан иноагентом) вышел специальный репортаж «Сверхмалый драматический», а режиссер Кирилл Серебренников призвал коллег помочь театру в восстановлении.
Но не всем такая активность художественного руководителя пришлась по душе: c Турковым не продлили контракт, а вслед за ним большая часть труппы покинула Мотыгино. Но у этой истории все же счастливый финал. Благодаря широкому общественному резонансу региональные чиновники приняли решение о передаче Мотыгинского театра в краевую собственность. В здании сделали частичный ремонт, и цели, которые ставились при запуске кампании, были достигнуты. А деньги, собранные через краудфандинг на «возрождение Мотыгино», Турков отправил дружественному проекту «Театр села», который развивает детский театр в Калужской области.
Первый сельский
В 2015 году тогда еще студент актeрского факультета ГИТИСа Глеб Данилов открыл в селе Льва Толстого Калужской области досуговый центр, где дети могли бы заниматься творчеством и спортом. Осенью 2020 года на базе этого центра Глеб создал первый негосударственный сельский театр в России «Театр села». Всего у проекта на счету три крауд-кампании, которые суммарно стали рекордсменами Planeta.ru в театральной категории. А вынужденная поддержка Мотыгинским театром Калужского стала самым крупным единоразовым взносом года в проект.
На платформе Глеб начинал с небольшой «Поездки детей на конкурс в Санкт-Петербург» с результатом в 74 тыс. рублей, а последняя кампания, запущенная вместе в группой «Чиж & Co», завершилась на отметке в 2 млн рублей. Подробнее про кейс «Театра села» мы рассказывали в отдельном материале «Восемь честных советов для авторов краудфандинговых проектов». Советы Глеба будут полезны авторам не только театральных, но и любых крауд-кампаний.
«Абсурд и романтика»
Московский особый театр-студия «Круг II» уже 25 лет создает творческие проекты, в которых участвуют люди с особенностями ментального развития. За время работы в «Круг II» поставили свыше 60 спектаклей, а в 2014 году театр стал первым из «особых» театров, получивших российскую национальную театральную премию «Золотая маска».
В 2022 году команда задумала записать первый в России альбом на стихи людей с особенностями развития, с музыкой их авторства и в их исполнении. Дебютный альбом решили назвать «Абсурд и романтика», а основой для альбома стали авторские песни, появившиеся в репертуаре команды за несколько лет.
«Мы создаем музыкальные спектакли, в которых опираемся на музыку народов мира, колыбельные и популярные песни разных эпох. Абсурд — часть аутентичности, самовосприятия наших авторов. Абсурд — это не бессмысленность, а особый мир с нетипичными образами. Погружаясь в них, начинаешь по-новому думать и воспринимать окружающий мир. А романтика близка абсолютно всем! Мы все не раз в жизни удивлялись тому, как ее влияние все преображает», – описывали альбом авторы на странице кампании.
Для крауд-кампании разработали фирменные лоты: футболки с крылатыми фразами артистов театра, сумки-шопперы, мерч с названием альбома. Проект стал успешным, авторам даже удалось превысить финансовую цель – в итоге на альбом собрали более 530 тыс. рублей. Скоро альбом выйдет на стриминговых площадках, а пока за выступлениями «Круг II» можно следить в соцсети «ВКонтакте».
Село Фомиха и коза Дочка
Летом 2020 года театральная команда «Эскизы в пространстве» на собственные средства купила небольшой деревенский домик в селе Фомиха. Это во Владимирской области, в 30 минутах на машине от Суздаля по бездорожью. Село исстари принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю и вплоть до середины XX века было обширным и многолюдным. Сейчас в Фомихе очень мало жителей, нет магазина или школы. Многие дома не имеют забора, что дает селу ощущение большего простора и спокойствия. Машин почти нет, дорога грунтовая, быт деревенский.
Фото: Planeta.ru
Выкупленный дом назвали «Сельским театром драмы и комедии в Фомихе». Старый хлев переоборудовали в малый зал, а лес, поля и река стали действующими лицами и основной сценой для спектаклей. Приз зрительских симпатий вручили соседской козе по имени Дочка, ставшей символом сельского театра.
В том же году команда выпустила первую премьеру по пьесе Натальи Зайцевой «По грибы»: однодневный театральный трип с прогулкой по лесу и погружением в сельские реалии. Но в январе 2021 года дом сгорел.
Чтобы сохранить аутентичность села, команда театра решила перевезти на место сгоревшего здания старый деревенский дом из Коврова. Для перевозки и установки дома с новым фундаментом запустили краудфандинговую кампанию с финансовой целью в 350 тыс. рублей.
Душевному проекту – душевные лоты: участники кампании могли приобрести ужин для козы Дочки, вязаные носочки, сшитые мамами актеров театра, косоворотки и билеты на спектакли. Хоть кампания не добрала до 100% и завершилась на сумме в 236 тыс. рублей (из заявленных 350 тыс. рублей), «Эскизы» все равно продолжили работать над «Сельским театром драмы и комедии в Фомихе». Сейчас команда ставит 6 спектаклей под Владимиром, у театра есть собственная юрта, но вскоре появится и полноценный дом.
Фото: Planeta.ru
Цирк устроили!
Вдохновившись опытом цирка для хулиганов «Упсала-Цирк», участники программы «Учитель для России» в 2021 году создали свой детский цирковой лагерь в небольшой деревне Кривское Калужской области. В «Балагане» учителя занимаются с детьми из разных социальных групп: это дети-инофоны, дети с трудным поведением, дети из благополучных и неблагополучных семей.
«Мы хотим, чтобы создание подобных проектов способствовало снижению стигматизирующего отношения в обществе к тем, кто чем-то отличается — людям с особенностями, со сложным поведением, «неудобным» людям. Но самое главное — в лагере подростки получат опыт успешной деятельности, что может вдохновить их продолжить заниматься цирковым искусством. Со временем у детей, которых в обществе называют «трудными», меняется самооценка, восприятие себя и своего места в мире, и они смогут получить реальный шанс изменить свой жизненный сценарий с опорой на собственные ресурсы», — писали авторы проекта.
«Упсала-Цирк» вдохновил авторов не только своим форматом, но и крауд-опытом: на счету у организации из Петербурга несколько спектаклей на средства от краудфандинга. Поэтому когда в Кривском запланировали вторую смену «Балагана» с театрально-цирковым фестивалем, средства собирали с помощью краудфандинга. Учителям требовалось 100 тыс. рублей, чтобы оплатить дорогу, проживание и гонорар для тренеров, закупить реквизит для тренировок и фестиваля, купить канцелярию и еду для кофе-брейков. Кампания стала успешной: суммы хватило на проведение 10-дневной смены с акробатикой, жонглированием, паркуром и современными танцами для 50 подростков из близлежащих деревень.
Это лишь пять примеров социально-театральных кампаний, но их намного больше. С помощью краудфандинга авторы собирают деньги на гастроли, новые спектакли и декорации, ремонт сцен и другие задачи. Если вы вдохновились опытом авторов успешных проектов и задумались о запуске своего, то рекомендуем начать погружение в мир краудфандинга с бесплатного «Практического пособия по краудфандингу».