В мероприятии принимали участие эксперты из разных сфер: представители органов власти, некоммерческого сектора, научного сообщества и нотариата.
Вместе они обсудили проблематику реформирования законодательства об НКО: вопросы развития нормативно-правового регулирования их деятельности и корпоративного управления. Среди прочих тем специалисты поговорили о том, как не допустить недобросовестной конкуренции и сделать НКО-сектор более прозрачным.
Оптимизация отчетности
Основной задачей, которую поставил перед собой Минюст, станет снятие бюрократических препон в сфере некоммерческих организаций и прежде всего за счет оптимизации их отчетности. Об этом заявил министр юстиции РФ Константин Чуйченко в приветственной речи. Для этого необходимо создать благоприятные условия для работы третьего сектора, а также обеспечить прозрачность деятельности НКО.
Ольга Шумбурова, исполнительный директор ассоциации «Юристы за гражданское общество», надеется, что это позитивная тенденция.
«На практике это упростит процесс регистрации НКО для инициативных групп в связи с сокращением обязательных требований устава. А у тех организаций, которые уже зарегистрированы, появится возможность убрать эти положения из текста устава. То есть НКО-сектору станет проще исполнять требования собственного устава в своей деятельности, а мы знаем, что это одна из самых распространенных ошибок», — объяснила Ольга.
При таком раскладе выиграют все: Минюсту придется проверять меньше страниц устава при регистрации НКО, а существующим организациям, у которых, как правило, нет юристов, будет проще подготовить новую редакцию устава, и у них будет меньше рисков допустить ошибки.
Нотариат и НКО
Отдельное внимание уделили совершенствованию законодательства об НКО в контексте нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц.
В своем выступлении президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик обозначил, что нотариат часто взаимодействует с некоммерческими организациями. С 2009 года нотариусы успешно направляют документы для государственной регистрации юрлиц и ИП в Федеральную налоговую службу в электронной форме.
«Было бы удобно такого рода электронное взаимодействие организовать и между нотариусами и органами юстиции при регистрации и внесении изменений в ЕГРЮЛ по НКО», — предложил Корсик.
По его словам, такая мера позволила бы сократить бумажный документооборот и сроки рассмотрения самих заявлений.
НКО и господдержка
О государственной поддержке НКО редакции рассказала Елена Тополева-Солдунова, директор АСИ и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.
«За последний год господдержка НКО не сократилась — в нынешних тяжелых условиях это очень хорошо. При этом механизмы поддержки развиваются в сторону лучших практик, появляются новые стимулы. Федеральная поддержка скорее занимается совершенствованием старых механизмов, чем созданием новых», — считает Тополева.
Директор АСИ добавила, что на конференции Минюста много времени уделили обсуждению махинаций, связанных с наименованиями НКО. В министерстве рассказали, что больше всего судебных дел в сфере некоммерческих организаций связаны именно с защитой названия организаций.
«Этой проблемой Минюст озабочен уже очень давно — здесь существует большой пробел в законодательстве. Дело в том, что наименования НКО меньше защищены, чем у коммерческих компаний. Любой может пойти и зарегистрировать благотворительную организацию, например, “Подари жизнь +” или “Благосфера!”. Этим пробелом пользуются мошенники и недобросовестные организации, что зачастую компрометирует известные НКО», — объяснила Тополева.
Несовершенство законодательства об НКО
АСИ поговорило со Светланой Маковецкой, членом президиума Совета по правам человека при президенте и директором Центра гражданского анализа и независимых исследований “ГРАНИ”, выступавшей на конференции Минюста.
Ранее Центр ГРАНИ провел с участием СПЧ ситуационный анализ «Гармонизация законодательства об НКО». На обсуждение, по словам Светланы, пригласили топовых экспертов-практиков третьего сектора. Результат обсуждения Маковецкая озвучила на прошедшем мероприятии.
«Законодательство, регулирующее деятельность НКО, идет разными путями: с одной стороны развивается Гражданский кодекс, а с другой параллельно развивается законодательство об НКО и общественных объединениях. Все издержки несогласованности норм переносятся на НКО, и возникает эффект блокировки. НКО не понимает, что именно ей исполнять. Мы выступили ледоколами, составив 40 с лишним предложений в законодательство — результат встречи экспертов и работы СПЧ с обращениями организаций. Все они вошли в пакет предложений СПЧ, которые были направлены в Общественную палату для дальнейшего обсуждения на этой площадке с Минэкономразвития и Минюстом», — рассказала Светлана.
По словам Маковецкой, представители Минюста говорили о том, что нужно рассматривать полноценное корпоративное управление НКО и принимать решения относительно оптимизации органов управления, противодействовать конкуренции в среде НКО: все это было в целом созвучно сформулированным предложениям практиков третьего сектора.
«У СПЧ есть своя мелодия: мы заинтересованы в том, чтобы как можно меньше правовых норм без особых обоснований блокировали возможность граждан реализовать свое право на объединение. НКО иногда вменяются такие меры администрирования, которые превышают объемы самой организации. И поддержка коммерческой организации не может быть больше поддержки НКО такого же объема деятельности», — считает Маковецкая.
По словам Светланы, жесткие конструкции Гражданского кодекса без учета специфики НКО могут ограничивать деятельность третьего сектора. При этом затраты за все законодательные издержки приходится нести именно НКО. В своем выступлении Светлана также затронула тему дублирования нормативных документов .
«Стратегия гармонизации должна быть понятна — совершенствовать законодательство необходимо точечными мерами, но также важно и смотреть на результат «вдолгую».
Например, может, нужно решить вопрос с законами — оставить все базовые вещи в ГК, а вместо закона об НКО сделать закон о государственной поддержке. Это логично, потому что тогда закон будет дополнять, а не дублировать те же нормы, которые уже существуют в ГК. Мы в начале пути, но направляемся в верную сторону — чтобы наконец решить большое количество проблем внутри НКО-сектора», — считает Маковецкая.
О том же упомянула и замглавы Министерства экономического развития Татьяна Илюшникова. По ее словам, анализ формы обязательной для НКО отчетности выявил дублирование сведений по 13 показателям. В настоящее время такая отчетность подается в Минюст, Росстат и другие органы. В качестве решения проблемы было предложено разработать единую электронную систему отчетности на официальном сайте Минюста.
Минюст в сентябре запустит программу подготовки юристов, работающих в сфере некоммерческих организаций. Об этом сообщила ректор Всероссийского государственного университета юстиции Ольга Александрова. Главная цель программы — совершенствование и получение студентами новых компетенций, необходимых для ведения профессиональной деятельности в сфере НКО.