В приветственной речи Светлана Бик, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития», заявила, что в мире не прогнозируемо, одновременно наступили три кризиса: финансовый, энергетический и политический.
Однако сегодняшняя геополитическая ситуация не отменяет необходимости решать вопросы устойчивого развития. ESG — это глобальная тема, она также имеет огромное значение для внутреннего рынка: и для защиты окружающей среды, и для роста эффективности производства и минимизации издержек, и для возможности привлекать лучшие кадровые ресурсы.
Лидеры ESG-повестки поделились стратегиями, позволяющими выйти из сложных для бизнеса времен.
Владимир Жуков, вице-президент по работе с инвесторами и устойчивому развитию ПАО «ГМК Норильский никель», рассказал, что в компании активно формируется новая стратегия, в которой под буквой «Е» [environmental] начнут рассматривать не только экологические проблемы, но и более широкий спектр — проблему изменения климата на планете.
Компания также развивает зеленую инфраструктуру — в Норильске планируют строить установки по вытягиванию углекислого газа из атмосферы на производствах. «Норникель» планирует развивать и букву «S» — программа реновации Норильска, инвестиции в социальную инфраструктуру города.
«Мы несем ответственность за наши регионы присутствия», — заявил Жуков.
Он добавил, что в борьбе с кризисом у компании изначально были хорошие стартовые условия и низкий углеродный след среди других никелевых предприятий. Кроме этого, больше половины электроэнергии «Норникель» получает из возобновляемых источников (гидроэлектростанций), а добываемые металлы — никель, медь, кобальт, платина — востребованы для глобального энергоперехода.
Антон Михальков, генеральный директор ГК «Росводоканал», рассказал, что проведению экологических мероприятий по очистке воды совсем недавно начали уделять достаточно внимания — раньше на это просто не хватало денег.
Фото: АСИ
Тем не менее инвестиционная программа компании с 2015 года выросла в 8 раз.
«Мы хотим быть законодателями моды и создателями новых экологических стандартов. Наша задача — не просто очистить стоки, но и работать в дальнейшем с продуктами очистки», — заявил Михальков.
Снижение заинтересованности со стороны партнеров и государства — то, с чем в прошлом году столкнулся российский филиал компании Danone, поделилась Татьяна Ткаченко, директор по взаимодействию с государственными органами Danone. Ряд законодательных ограничений, таких как РОП и закон о парниковых газах, сместились на второй план, из-за чего компания слегка «расслабилась», получив поблажки, и отложила нововведения.
Несмотря на это, Danone составил и выпустил отчет об устойчивом развитии, поскольку ответственность перед государством, потребителями, заинтересованными сторонами и партнерами — один из главных принципов филиала. Светлана Бик отметила, что выпуск отчета во времена, когда у компаний есть возможность скрывать некоторые данные, ссылаясь на обстоятельства, — показательно говорит о прозрачности.
В Unilever начали серьезно работать и отсеивать поставщиков, не придерживающихся принципов ESG, рассказала Елена Тябутова, генеральный директор компании. Несмотря на сложные времена, количество поставщиков, проходящих в соответствии со стандартами об ответственной закупке, увеличилось до 95% по сравнению с 93% в 2021 году.
Одно из главных обязательств компании — снижение углеродного следа, которое реализуется благодаря внедрению экологичной упаковки. К 2025 году Unilever планирует сократить потребление первичного пластика на 50% за счет увеличения потребления вторичного пластика, то есть переработанного и используемого вновь, до 25%.
Полина Лион, директор департамента устойчивого развития ГК «Росатом», — пример значительной роли личности в управлении компаний, считает Светлана Бик.
В своем выступлении Лион рассказала, что в прошлом году по ее запросу в Росатоме провели исследование разницы в зарплатах мужчин и женщин. Оказалось, что Pay Gap составил 24%, что для компании с тремя тысячами кадров — репрезентативная цифра.