Новости
Новости
13.06.2024
11.06.2024
18+
Статьи

Нормативно-правовое регулирование в сфере НКО: меры, которые упростят жизнь третьему сектору

На площадке XI Петербургского международного юридического форума состоялась сессия «Развитие законодательства о некоммерческих организациях в реалиях современного общества».

Фото: Трансляция XI Петербургского международного юридического форума

На прошлом юридическом форуме, по словам Олега Свириденко, замминистра юстиции РФ, Минюст анонсировал концепцию совершенствования корпоративного управления НКО, предусматривающую комплексную переработку правового регулирования. 

За прошедший год ведомство сделало несколько шагов для реализации заявленной концепции. 

  1. Президент России Владимир Путин подписал два проекта федеральных законов, подготовленных Минюстом.

— №393, «О внесении изменений в ФЗ об НКО». Им устанавливается понятие крупных сделок НКО и необходимость предварительного одобрения учредителем в случае наличия на счетах неиспользованных бюджетных средств.

— №535, «О внесении изменений в статьи 19 и 25 ФЗ об общественных объединениях и статью 14 ФЗ об НКО». Основная цель: исключить положения законодательства, дублирующие нормы других законов. 

  1. Ведется работа по подготовке типовых уставов для определенных видов НКО.
  2. Разрабатываются меры по защите фирменного наименования НКО по аналогии с коммерческими организациями.
  3. Внедряются процедуры обязательного досудебного обжалования решения территориальных органов. 

«Думаю, некоммерческий сектор ощутит работу над преодолением бюрократических барьеров, которые сейчас существуют, и надеюсь, что от этого будет польза», — заявил Свириденко. 

Светлана Кузнецова, директор департамента законодательства и правоприменения в сфере НКО Минюста РФ, прокомментировала уже озвученые Свириденко меры и в продолжении его речи представила еще одно предложение по совершенствованию законодательства об НКО.

«Мы предлагаем на портале Минюста предоставить возможность всем НКО в режиме личного кабинета размещать сведения об актуальной редакции устава, отчетности организации и сведения о расчетных счетах. Все это для того, чтобы благотворитель знал, как и на что тратятся его средства», — рассказала Кузнецова. По ее словам, система должна заработать к концу года. 

Светлана добавила, что снижение организационных издержек в третьем секторе — необходимая мера, поскольку зачастую даже у юристов возникают серьезные сложности при заполнении всех необходимых форм для регистрации организации. Еще один вопрос, который находится на карандаше у Минюста — решение проблемы невозможности выхода из состава учредителей организации, из-за чего иногда не получается собрать кворум. По этому вопросу Минюст уже находится в стадии консультации с заинтересованными органами, поделилась Кузнецова.

По словам Ольги Занко, зампреда Комитета Госдумы Федерального собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, пандемия показала, что важно поддержать НКО и волонтерские организации в отношении услуг связи. 

Ранее они не входили в перечень возможных форм поддержки волонтерства, и звонящим приходилось оплачивать НДФЛ. Федеральное собрание предложило внести услуги связи в перечень, а также внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Сейчас закон уже подписан президентом России. 

«Мы провели дискуссионный клуб среди НКО и по итогам создали дорожную карту. Основной проблемой, от которой пострадали организации, стали санкции. Благодаря поправкам нашей партии, мы восстановили уровень поддержки третьего сектора до уровня прошлого года и дополнительно выделили средства на ряд важных направлений. Например, у нас в России всего две организации, которые готовят собак-поводырей. После введения санкций подорожал корм, и расходы таких НКО сильно выросли, но наши поправки увеличили их доход и помогли удержаться на плаву», — рассказала Занко.

«Нам нужна оптимизация организационно-правовых форм. Научная доктрина давно отрегулировала нормативно-правовые отношения на примере коммерческих организаций. Кроме этого, необходимо совершенствовать систему корпоративного управления внутреннего устройства НКО — особенно внутри органов управления. Без повышения их уровня компетенций и полномочий никак нельзя. И третий важный пункт — это защита имущественных прав», — подчеркнула Марина Илюшина, завкафедрой гражданского и предпринимательского права ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции.

Татьяна Илюшникова, замминистра Минэкономразвития РФ, рассказала, что основной задачей ведомства сейчас является доработка единого реестра СО НКО и написание плана поправок в законодательство. 

Илюшникова также затронула тему фондов целевых капиталов. «Сейчас встал вопрос, что с ними делать, особенно с теми, которые хотят прекратить деятельность и закрыться. Это серьезная дискуссия, к которой мы пока не подступали, но следим за ситуацией», — заявила Татьяна.  

Минэк продолжает сотрудничать с Минфином по поводу пониженных налоговых ставок для НКО — обсуждается возможность их введения для всех СО НКО, применяющих упрощенную систему налогообложения и входящих в реестр Минэкономразвития. 

Илья Чукалин, директор Фонда президентских грантов, начал речь с одобрения курса, который взял Минюст в отношении правовых норм в НКО-секторе.

«Здорово, что Олег Михайлович [Свириденко] очень четко задал рамки усовершенствования законодательства и выстраивания межведомственного взаимодействия — создание благоприятных условий для эффективной деятельности добросовестных НКО и ужесточение защиты национальных интересов», — заявил Чукалин.

По его словам, лучшие примеры прозрачности сформированы в некоммерческом секторе, несмотря на свой совсем небольшой масштаб (по сравнению с крупными организациями). Качественная отчетность, подробные отчеты о сборах, — все это характеризует отечественный некоммерческий сектор, и отдельные примеры недобросовестности не затмевают лучшие НКО, считает Чукалин.

Не обошлось и без полемики. Директор Фонда президентских грантов отметил, что не стоит забывать, что в практике бывают случаи, когда недобросовестными оказываются те АНО, что были созданы государством. Чукалин подчеркнул, что в таком случае люди, ответственные за их создание, топ-менеджеры и сотрудники должны быть «где-нибудь в учреждениях ФСИН» — иными словами, должны нести ответственность.

Но в целом к вопросу ответственности в сфере НКО нужно подходить диверсифицированно — маленькие объединения, где даже нет бухгалтера, не равны крупным организациям с иностранным финансированием, добавил Чукалин.

«Наличие административных барьеров означает, что происходит изъятие важных ресурсов, которые можно было бы потратить на конкретную помощь человеку. Для снижения числа этих барьеров нужно гармонизировать скорее даже не законодательство об НКО, а отраслевое законодательство», — заявила Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ.

Светлана также выступила за введение упрощенного режима администрирования учета и отчетности и снижение общей множественной уязвимости НКО — от изменения законодательства, учредителя, санкций и так далее.

В Общественной палате прошли слушания, на которых обсудили обратную связь, собранную после предложений СПЧ, рассказала Елена Тополева, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты Российской Федерации и директор АСИ. 

Елена Тополева представила пять основных типов поступивших предложений:

— Разрешить противоречия законодательства об НКО с Гражданским кодексом.

— Удалить те нормы законодательства, которые напрямую мешают жить НКО.

— Ввести нормы, которых недостает в законодательстве. Например, неурегулированность статуса руководителей организаций, которые являются пенсионерами.

— Устранить недействующие нормы. Например, статус исполнителя общественно полезных услуг практически не работает — его нужно либо убрать, либо модифицировать.

— Внести в законодательство нормы, которые будут упрощать работу НКО.

Ввиду того, что предложений довольно много, Тополева предложила создать рабочую группу, в которую бы вошли представители различных ведомств, НКО, Госдумы РФ, СПЧ, Общественной палаты, чтобы обобщить сказанное и создать соответствующую дорожную карту.

«Необходимо разделить этот процесс на этапы и планомерно менять законодательство, чтобы оно было современным, гармоничным, реально содействующим жизни некоммерческого сектора», — заключила Елена. В ответ Свириденко предложил использовать площадку Минюста для создания рабочей группы.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике