15 июня открылась конференция компании Inform Media Conferences, посвященная социальной ответственности бизнеса. На ней представили аналитический доклад «Как изменилась социальная ответственность бизнеса с 2019 года. Или куда вернулась?».
О том, как трансформировалась эта сфера за последние годы, рассказала Анастасия Ложкина, основатель Клуба фандрайзеров.
От системы к адресности
Бизнес продолжает показывать хорошие нефинансовые отчеты, однако подход к социальной ответственности изменился. По словам Ложкиной, к началу 2020 года бизнес и НКО в основном развивали системные проекты, направленные на решение социальных проблем, а не конкретных людей. Но за два года произошли изменения, и бизнес ушел от системных проектов к «тушению пожаров» и адресной помощи.
Ложкина называет это откатом на 5-6 лет назад. Ценностью снова стала помощь «здесь и сейчас», и бизнес, не осознавая ситуацию, включается в адресную помощь. Это, по словам Ложкиной, приводит к тому, что вместо социального эффекта появляется красивая картинка «бабушки с пакетом продуктов».
Это формирует у людей иждивенческую позицию, они начинают забрасывать региональных НКО запросами на разного вида помощь.
К 2022 году с российского рынка ушли крупные международные компании, которые показывали остальным, зачем нужны системные проекты и партнеры. Из этого получается работа со следствием, а не с причиной: например, бизнес вкладывается в лечение конкретных детей, но не обращает внимание на то, что в регионах нет необходимых специалистов и исследовательских центров, из-за чего пациентам нужно ехать в столицы.
От экологии к человеку
По данным опроса компании «Михайлов и партнеры», к концу 2022 года 40% компаний сократили бюджет на ESG, 52% планируют изменить цели в области устойчивого развития. По словам Ложкиной, бизнес смещает фокус с E на S: с экологического на социальное управление.
Экология остается в повестке, но перестает быть номером один, в фокус ставят человека. В опросе социальное направление выделили 74% компаний, экологию — 62%.
В социальном направлении бизнес стал развивать инклюзию и поддержку сотрудников с инвалидностью, сотрудничество с локальными сообществами и удержание талантов. ESG для бизнеса, говорит Ложкина, становится инструментом для формирования лояльности у сотрудников и клиентов, а не пиар-инструментом.
От вопроса себе к импакту
Бизнесу нужно понять, что социальная ответственность — это в первую очередь социальная инвестиция в будущее, а не благотворительность, отмечает Ложкина. Сейчас молодые российские компании наступают на старые грабли: едут и везут подарки в детские дома, отправляют фуры с ненужными продуктами. Более опытные коллеги должны их просвещать.
Ложкина предлагает несколько вопросов, которые бизнес может задать себе:
- А какие проекты реально что-то изменили или меняют?
- Какой реальный импакт?
- А что стоит за отчетностью НКО-партнеров?
По ее словам, случается так, что бизнес тратит огромные средства на строительство больницы и она простаивает, потому что в регионе нет врачей, или покупает дорогостоящее оборудование, а специалисты не умеют им пользоваться.
Чтобы такого не случалось, нужно заранее продумать, какие проекты действительно меняют жизнь к лучшему и какие суммы требуются для этих изменений. Иногда, говорит Ложкина, лучше сделать выбор в пользу одного проекта и поддержать его большой суммой, а не распылять ее маленькими частями на многих.
Итого бизнесу следует создать критерии для отбора НКО-партнеров, поддерживать их нужно, основываясь на экспертизе, а не на мнении, что они хорошие и у них сильный пиар. Если компания не хочет выделять средства для НКО, она может делать собственный социальный проект и пригласить в него НКО в качестве экспертов.