20 июня на площадке конференции «Белые ночи фандрайзинга» состоялась пленарная сессия «Чему, как и с кем учиться НКО в 2023 году: навыки для будущего и готовность к изменениям».
Обучение НКО
Некоммерческие организации постоянно находятся в процессе обучения, рассказывает Анна Клецина, директор по развитию фонда «Добрый город Петербург» и программы «Кухня НКО». Они активно учат и учатся сами, после пандемии вернулся формат офлайн-обучения, остался и онлайн. Развивается микро- и прикладное обучение. Оно помогает НКО адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
Но у обучения НКО есть и «темная обратная сторона». Анна выделяет целый ряд трудностей:
- Предложений об обучении очень много, и среди них сложно выбрать подходящее.
- У обучающих программ может сильно разниться качество.
- После обучения, которое инициировал сам сотрудник, у него может случиться перегруз работой. По данным исследования проекта «Пульс НКО», только 52% НКО выделяют сотруднику нужное время и ресурсы для прохождения обучения.
- Знания, полученные на обучении, плохо внедряются в команду и остаются в одном сотруднике.
Несмотря на это, обучение может стать микроотпуском для сотрудников НКО, который помогает от выгорания, компенсирует часто низкую зарплату и является своего рода поощрением.
К тому же это возможность встретиться с коллегами по сектору и обменяться опытом: часто это не удается сделать нигде, кроме как на форумах и конференциях.
Несколько советов
Учиться НКО нужно фандрайзингу, отмечает Клецина, он остается важнейшим элементом работы. А еще нужно:
- учиться учиться, чтобы полученные знания эффективно применялись на практике;
- учиться учить, чтобы в секторе были хорошие обучающие программы;
- сочетать микро- и макрообучение, чтобы в работе были и прикладные инструкции, и системные знания;
- обращаться к JOMO (joy of missing out – наслаждение от происходящего в моменте) вместо FOMO (fear of missing out – страх упущенной выгоды), то есть не перегружать себя спешкой и временами замедляться;
- быть заказчиком и заказывать обучение.
И учиться стоит с разными компаниями. По словам Клециной, в первую очередь с самим собой. А еще со своей собственной командой, с другими некоммерческими организациями и с тщательно выбранными, опытными провайдерами.