Минфин России дал разъяснения, как поступать с персонифицированными сведениями о руководителях некоммерческих организаций, работающих безвозмездно.
В письме ведомства (есть в распоряжении АСИ) сказано, что их можно не подавать в налоговую инспекцию, если руководитель не заключал с НКО трудового или гражданско-правового договора и работает безвозмездно.
Это не новая проблема в секторе, рассказывает председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора ОП РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева. Дело в том, что в трудовой деятельности НКО есть своя специфика, не отраженная в трудовом законодательстве.
Во-первых, в основном НКО ведут проектную деятельность, на которую заключают с сотрудниками срочные трудовые договоры. Раньше, по словам Тополевой, этого делать не разрешали, но благодаря Минэкономразвития России ситуацию получилось исправить.
Во-вторых, в некоторых организациях, особенно общественных объединениях и небольших НКО, руководители работают безвозмездно. Они регулярно выполняют трудовые функции, но не получают за них зарплату. По словам Тополевой, сейчас такие ситуации не описаны в законодательстве, и проверяющие органы порой воспринимают таких руководителей, как работающих. А значит, не индексируют им пенсию, как работающему пенсионеру, и лишают пособий и льгот, которые он бы получал, если бы не работал.
Минтруд РФ и бывший Пенсионный фонд давали в региональные отделения разъяснения, как поступать в таких случаях: по их мнению, сведения о руководителях-волонтерах не нужно передавать в налоговую. В марте 2023 года такое же разъяснение опубликовала и ФНС. После Минфин «отменил» это письмо, отметив, что оно не подлежит исполнению.
В последнем письме министерство финансов разрешило не сдавать персонифицированные сведения о руководителях, работающих безвозмездно.
«С одной стороны это хорошо, с другой — это не решение вопроса, а временная мера. Сейчас абсолютно очевидно, что если не узаконить такой вид занятости, проблема будет возвращаться. Решать ее нужно на законодательном уровне», — заключает Елена Тополева.