Участники обсудили результаты последних исследований о взаимодействии НКО и бизнеса, проведенных Московской школой профессиональной филантропии, а также провели самодиагностику по чек-листу рекомендаций для НКО в работе с корпоративными партнерами.
«В поисках благотворительной помощи мы обзваниваем все фирмы подряд, — рассказывает директор Благотворительного фонда «Помоги детям» Мария Стром. – Из 100 звонков (не писем! – они по нашему опыту не работают) удачные только 10. В нашем фонде мы помогаем детям с диагнозом ДЦП, закупаем для них реабилитационное оборудование – активные инвалидные коляски, тренажеры. Часто партнеры готовы купить тренажер напрямую, без пожертвования в фонд. Это для нас, конечно, не самый лучший вариант, ведь фонд несет издержки, но мы никогда не отказываемся от такой помощи».
Согласно выводам исследователей бизнес ежегодно тратит на социально значимые проекты 245 миллиардов рублей. Но только 69% НКО России обращаются за благотворительной помощью к бизнесу.
«У нас не очень удачный опыт партнерства с предпринимателями, — признается председатель Оренбургской организации Всероссийского общества слепых Галина Лебедева. – Однажды мы проводили мероприятие для наших подопечных с нарушениями зрения. Мы просчитали полную стоимость его организации и направляли письма с запросом на эту сумму для местного бизнеса. К сожалению, везде получили отказ».
«Мы направляем всем друзьям нашего фонда полный список того, что нужно для мероприятия, — делится опытом Мария Стром. – Мы намеренно не подбираем под каждого партнера адресный запрос, ведь у кого-то может быть знакомый аниматор или ведущий, аппарат сладкой ваты или гелий для воздушных шаров. И так нам удается достигнуть желаемого».
«А мы наоборот стараемся подбирать для бизнеса индивидуальное предложение, — рассказывает директор АНО «Реабилитационный центр «Потенциал» Ольга Карпова. – Например, за ремонтом идем к небольшим строительным фирмам, и так получается удачное взаимодействие с минимальными затратами на поиски нужного партнера».
Несмотря на разные стратегии работы с корпоративными партнерами, почти все участники клуба признались, что им удается найти поддержку местного бизнеса. Часто это не финансовая помощь, а предоставление товаров или услуг.
Во второй половине встречи была проведена деловая игра «НКО и бизнес. Выгоды и потери», в ходе которой присутствующие определяли главные плюсы и минусы для каждой из сторон партнерства. Среди основных выгод для НКО, названных участниками, – значимая финансовая поддержка для реализации благотворительных программ, скорость принятия решений, гибкость партнерства. В то же время, главными потерями назвали огромные временные затраты на поиск бизнес-партнера и психологическое выгорание.
«Много лет нам помогает очень навязчивый благотворитель. Каждый раз он добивается личных данных наших подопечных, чтобы самому удостовериться в получении помощи, — говорит Мария Стром. — Но семьи не согласны на разглашение их личных телефонов. И нам приходится выслушивать упреки и обвинения от этого бизнесмена. Однако каждый год он продолжает нам помогать».
Команда, представлявшая в рамках деловой игры крупный бизнес, затруднилась найти выгоды, которые могли бы извлечь крупные предприниматели из партнерства с некоммерческими организациями. Этот опыт показал, насколько региональные НКО сосредоточены на своих благотворительных программах и не готовы рассматривать свои продукты как коммерческие предложения для бизнеса.
«Да, нам было бы очень важно и полезно увидеть реальные коммерческие предложения крупных НКО для крупного бизнеса: как именно они выстраивают свое партнерство, какие выгоды для бизнеса предлагают?» — говорит сотрудница оренбургского Фонда помощи бездомным животным «Сердца в унисон» Ксения Кириллова.
Клуб НКО Оренбурга был организован в рамках программы НКО-СОКРАТ, реализуемой федеральным Агентством социальной информации. Региональными партнерами проведения Клуба НКО стали Общественная палата Оренбургской области и центр «Мой бизнес».
Программа НКО-СОКРАТ (НКО для СОциального и Культурного РАзвития Территорий) направлена на развитие некоммерческого сектора. Программа разработана Благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации в 2019 году и в настоящее время реализуется Агентством социальной информации.