Иллюстрирование годового отчета, оформление постов в соцсетях, подготовка рассылок для доноров: некоммерческим организациям постоянно нужны фотографии. Специалисты бюро Анны Ладошкиной называют пять основных источников, откуда НКО могут брать фото для своей работы.
Первый – это личный фотобанк НКО (коллекция фотографий, сделанная за время работы). Из плюсов – она всегда под рукой и нет проблем с авторскими правами. Из минусов – как правило, фотографий не очень много и не все хорошего качества.
Второй источник – сторонний фотобанк (коммерческий или бесплатный). Главное преимущество – большой объем материалов. Недостатки – стоимость и нехватка материалов по узким темам. Кроме того, другие НКО тоже могут брать снимки из этих фотобанков.
Третий вариант – фотограф-волонтер. Хотя для НКО это выгодно (волонтер снимает бесплатно или по бартеру), нет гарантии хорошего результата.
Четвертый вариант – фотограф-профи. В этом случае наоборот: результат гарантированно будет хорошим, но такие услуги будут дорого стоить.
Пятый способ — сделать фотографии самим. Вопрос качества остается открытым. Такой вариант подойдет, если нет времени или денег искать специалиста. С этим можно работать, но нужно знать, как обрабатывать фото.
Специалисты бюро советуют работать с профессионалами. Но даже если у НКО есть деньги на оплату работы фотографа, это не гарантирует идеальный результат. Особенно если заранее не обговорены детали.
Схема сотрудничества
В идеале схема сотрудничества с фотографами выглядит так:
Заказчик (делает бриф) -> фоторедактор (формирует по нему техническое задание) -> фотограф (готовит снимки для публикации).
Что такое бриф и зачем он нужен
Первое, с чего начинается совместная работа над фотоконтентом, – это бриф.
Бриф помогает точно сформулировать задачи съемки и передать их сотруднику, который будет общаться с фотографом. Благодаря брифу можно найти в базе подходящего исполнителя и составить для него детальное техническое задание.
«Может казаться, что это еще одна бумажка, но на самом деле – это спасает от хаоса и упорядочивает задачи», — говорит Лена Макурина, эксперт курса «Графический дизайн» обучающей платформы «Нетология».
Бриф состоит из технической и смысловой частей. Чтобы составить техническую часть, нужно прописать следующие пункты:
- тип съемки (репортажная, студийная и т.д.);
- дата и место мероприятия, которое нужно снять;
- технические детали (естественный свет, расположение искусственных источников света и т.д.);
- юридические особенности (например, можно ли снимать лица детей и т.п.);
- должны ли в кадре присутствовать логотипы НКО/ее партнеров;
- форматы готовых материалов (JPEG, PNG и пр.);
- сроки сдачи фотосета;
- способ передачи финальных кадров и другие детали.
Также в брифе важно прописать смысловую часть: она позволяет лучше понять, какие кадры нужны. Чтобы понять, что должно быть на фото, нужно ответить на вопросы: «Зачем НКО нужны эти фотографии?», «Что хочется показать и передать при помощи будущих кадров?», «Чем это мероприятие НКО отличается от других?», «Где и как эти фотографии могут быть использованы в будущем?».
«Важно не забывать, что любой объект может быть сфотографирован с тысячи ракурсов. Так и одна проблема может быть подана по-разному: для этого стоит на нее посмотреть под конкретным ракурсом, понять, что для вас важно, и поставить задачу исполнителю», – продолжает Лена Макурина.
Если все равно сложно понять, что и зачем нужно, можно воспользоваться лайфхаком. Например, поставить себя на место целевой аудитории и ответить на три вопроса: «Что аудитория должна почувствовать при просмотре этих фото? А что подумать? И что после просмотра сделать?»
Что указать в брифе?
Бюро Анны Ладошкиной подготовило примерный шаблон брифа, на который могут ориентироваться НКО при составлении собственного документа.
Также в брифе можно попросить сразу составлять описание снимков: указать, что, где, когда и кто снимал. Всю нужную для этого информацию можно указать в свойствах кадра. Это короткое описание в будущем позволит легче составить фотобанк организации.
Кроме того, в брифе важно указать, какие риски бывают: от технических до юридических. Это могут быть данные о предполагаемой погоде, освещении в здании, сложности с логистикой, необходимости получения пропусков на объект и т.д. – все, что может повлиять на конечный результат съемки.
Для выделения юридических рисков иногда приходится привлекать профессиональных юристов.
Техническое задание
Если бриф – это внутренний документ для фоторедактора, то техническое задание – то, по чему будет работать фотограф. В техзадании должно быть введение (общее описание мероприятия и основные задачи), нужно указать место, дату и время проведения съемки.
Также важно отметить, какое освещение есть на площадке – если его не хватит, надо попросить фотографа взять дополнительное оборудование.
Фото: rawkkim / Unsplash
После необходимо точно прописать, какие процессы нужно снять, что должно быть в кадре, какие моменты важно зафиксировать. Нужно выписать обязательные кадры (это могут быть общие планы, портреты, детали и т.д).
На этом же этапе необходимо указать, какие детали должны быть сняты. Например, могут ли в кадре присутствовать логотипы. Если есть что-то особенное, что нужно снять обязательно — прописать отдельным пунктом, чтобы обратить внимание фотографа.
Также нужно обсудить формат кадров. Если раньше в ходу были только горизонтальные снимки, то с развитием соцсетей появился спрос на вертикальные кадры. Если НКО публикует «сторис», то лучше попросить фотографа сделать несколько вертикальных снимков сразу.
Следующий фрагмент технического задания – прописать сроки и дедлайны. Несколько снимков можно попросить в день мероприятия (чтобы опубликовать пост в соцсетях), остальное – до какой-то конкретной даты.
Также в техническом задании необходимо прописать, куда присылать фотографии. Можно сразу написать, в каком файлообменнике сделать папку. Также можно указать контакты редактора, если возникнут дополнительные вопросы и уточнения после съемки.
Необязательный, но полезный пункт — это референсы. Кадры «как у них» помогут понять фотографу, что от него хотят.
Что нужно сделать после съемки?
После того, как НКО получит готовые фотографии (всю съемку), нужно заключить стандартный договор о передаче прав на использование фотографий. Договор может составить фоторедактор и лично связаться с исполнителем. Также подготовить договор для подписи можно заранее – в процессе обсуждения технического задания с исполнителем.
Договор – это закрепленный результат договоренности с исполнителем «на берегу». Чем четче прописаны бриф и техническое задание, тем потом легче будет составить договор.
Фото: Aaron Burden / Unsplash
Одна съемка — одна ветка
- В мессенджере все важное «улетает», когда приходят новые сообщения. Что-то может потеряться или забыться – а в итоге съемка не получится.
- В процессе обсуждения могут участвовать больше двух сторон: не только заказчик и фотограф, но и фоторедактор, юрист, дизайнер и т.д. Делать общий чат – неудобно.
Поэтому специалисты советуют, как только оформилась идея будущей съемки, – создать почтовую ветку. Принцип: одна съемка – одна ветка.
«Если вдруг фотограф нарушает соглашения, а потом постфактум говорит: «Я так вижу», у вас на руках будут документы, на основании которых вы можете требовать нужный вам результат», — добавляет Лена Макурина.
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.