17-18 августа прошел финал конкурса молодых исследователей ESOMAR Research Got Talent, в котором исследовательские команды готовят проекты для некоммерческих организаций.
В этот раз для сектора подготовили 22 исследования, затрагивающих разные стороны благотворительности и некоммерческих инициатив. АСИ выбрало несколько из них.
Школа – безопасное место?
Исследовательская команда Group4Media готовила проект для АНО БО «Журавлик», чтобы узнать, насколько распространена травля в российских школах. На эту тему есть не одно исследование, однако, замечает команда, данные разнятся и определение травли дается по-разному.
Исследователи предложили такое определение: травля, или буллинг, – систематическое психологическое или физическое насилие в ситуации неравенства сил, дисбаланса власти.
Выяснилось, что реальный масштаб проблемы травли гораздо больше гипотетического: 55% детей рассказали, что сталкивались с буллингом в школе. Травля может быть никак не связана с социально-демографическими особенностями: почти половина агрессоров не смогли объяснить, за что они травили других.
В младших классах травли больше, чем кажется: опрошенные дети сталкивались с этим в возрасте 7-11 лет в 52% случаев.
Исследователи постарались найти решение проблеме и выяснили, что в большинстве своем родители уверены, что с травлей нужно бороться, а учителя готовы разбираться в теме в основном в рабочее время. В свободное время изучать проблему готовы только 14% учителей. Родители, однако, не всегда помнят про личный опыт травли и могут давать «вредные» советы, например, «если тебя задирают — бей первым».
Еще одно наблюдение исследователей: родители склонны винить в травле учителей, а учителя — родителей.
В завершении исследования команда вывела рекомендации для НКО и фондов, занимающихся проблемой травли. Узнать о них можно в отчете к исследованию.
Предубеждение и сиротство
Команда N3V провела исследование «Оценка уровня предубежденности и потенциала благотворительности к проблемам сиротства» для благотворительного фонда «Арифметика добра». В основе исследования проблема негативных установок, которые есть в обществе по отношению к детям с опытом сиротства. К тому же у людей нет уверенности, что их помощь профильным организациям может что-то изменить в жизни этих детей.
Исследователи составили общие образы детского дома и ребенка, в нем живущего: представление о детском доме у респондентов неоднородное – кто-то представляет светлое здание вроде детского сада или лагеря, кто-то – старую советскую постройку, требующую ремонта.
Подростки-сироты, по мнению респондентов, внешне ничем не отличаются от других, но взгляд у них становится озлобленным.
Предубежденность к теме выражается в страхе, что помощь попадет в чьи-то карманы (28%), что детский дом должен быть на полном обеспечении государства (25%), что дети после детского дома не смогут полноценно встроиться в общество (12%).
Однако в целом, отмечают исследователи, доля сильной негативной предубежденности к теме сиротства среди опрошенных невелика. В основном люди готовы помогать детям-сиротам, но не деньгами, а вещами и волонтерством. С полными выводами исследования можно ознакомиться в отчете.
Кто занимается альтернативной благотворительностью?
Команда исследователей из ВШЭ «Крутые кошки» изучала аудиторию альтернативной благотворительности для благотворительного фонда “Лавка радостей”. Под альтернативной благотворительностью команда понимает нефинансовые способы помощи: волонтерство, вещевая помощь, продуктовая помощь и тому подобное.
В ходе исследования описали портрет таких жертвователей: их основная мотивация — избавиться от ненужных вещей, на втором месте — помощь нуждающимся. В финансовом плане чаще это люди, которым затруднительно сходу потратиться на бытовую технику, часто это самозанятые или ведущие домашнее хозяйство. Среди их интересов — искусство, путешествия, волонтерство, мода и стиль.
Еще один описанный портрет — жертвователи, которые помогают и вещами, и финансами. Однако среди них низкая доля регулярно жертвующих: только 14% подписаны на рекуррентные платежи. Денежные пожертвования они совершают «время от времени» и по конкретному запросу.
Мотивирует добавлять денежные пожертвования к вещевым несколько факторов:
- Сочувствие к конкретной истории нуждающегося человека;
- Простое желание сделать доброе дело;
- Понимание, что средства нужны, чтобы фонд продолжал свою работу.
Подробнее о жертвователях альтернативной благотворительности можно почитать тут.
Ознакомиться со всеми исследованиями можно на сайте Research got talent.
Организаторы конкурса – международная исследовательская ассоциация ESOMAR в партнерстве с ассоциацией ОИРОМ (Объединение исследователей рынка и общественного мнения) и платформой социальных изменений todogood.