Новости
Новости
19.04.2024
18.04.2024
17.04.2024
18+
Статьи

Стереотипы или предрассудки: как аудитория 45+ относится к ВИЧ

Было бы человеку стыдно, если бы он узнал о своем статусе, и зачем нужны исследования на такую тему.

Фото: Towfiqu barbhuiya / Unsplash

Ассоциация «Е.В.А.» провела исследование о ВИЧ среди аудитории старше 45 лет. Его результаты легли в основу информационной кампании «Расскажи про ВИЧ», в которой людей призывают рассказывать старшим родственникам и близким о том, что такое ВИЧ-инфекция и почему не стоит верить мифам о ней. АСИ ознакомилось с результатами исследования и поговорило с его создателями.

Боятся или нет: результаты исследования

Исследование «Е.В.А.» состояло из опроса и глубинных интервью; анкету опроса заполнили 122 человека, интервью прошли 25 человек. Это люди в возрастном диапазоне 45-65 лет, жители Москвы, Санкт-Петербурга и отдельных городов России. У большинства (80,4%) есть среднее специальное или высшее образование. 

Исследование помогло выявить самые частые стереотипы о ВИЧ, которые бытуют среди аудитории:

  • — у людей с ВИЧ всегда нескольких половых партнеров – 43,4%;
  • — распространяют ВИЧ люди, употребляющие наркотики – 42,6% – или женщины, затронутые секс-работой – 15,6%;
  • — ВИЧ – это наказание, которое людям дается за плохое поведение – 16,4%.

Только треть респондентов (34,4%) не поддержала ни один из самых частых стереотипов о ВИЧ. 

Когда вопрос касается самостигмы – было бы вам стыдно, если бы у вас обнаружили ВИЧ, – большинство респондентов ответили, что не стыдились бы статуса. 23% отметили, что им было бы стыдно, а 11,5% согласны, что люди с ВИЧ должны стыдиться себя. 

«При этом большая часть информантов стигматизирует людей с ВИЧ, связывая наличие диагноза с рискованным поведением. Видимо, говоря о себе, респонденты вспоминают о редких сценариях инфицирования, в которых отсутствует личная ответственность (медицинская ошибка или неосторожность)», – говорится в исследовании.

Фото: engin akyurt / Unsplash

Выяснилось, что большинство опрошенных (81,1%) не боится получить ВИЧ при бытовом контакте. Купить продукты на рынке у человека с ВИЧ спокойно могут 43,4%. Засомневались – 21,3%. 

86,9% респондентов не готовы к дискриминации людей с ВИЧ: они считают недопустимыми ругательства в их сторону, увольнение с работы, изъятие имущества, ограничения в общении. Однако в ассоциации подчеркивают, что дискриминация не всегда связана с ограничительными мерами.

Требовать у человека раскрыть свой статус публично – это тоже дискриминация. И почти половина респондентов (48,4%) уверены, что человек с ВИЧ должен открыто говорить о своем статусе. 

Исследователи отмечают, что аудитория 45+ больше подвержена стереотипизированному мышлению, чем предрассудкам в теме ВИЧ. Это объясняется тем, что они росли во второй половине XX века, когда ВИЧ считался приговором и бытовало мнение, что возникнуть он может только у тех, кто ведет «аморальный образ жизни».  

Более подробные результаты исследования можно посмотреть на сайте ассоциации «Е.В.А». 

Как цифры помогают преодолеть стигму

В теме ВИЧ многие профилактические программы ориентированы на молодое поколение, рассказывает Дарья Савостеенко, координатор проекта ассоциации. Но по статистике, в этой возрастной группе случаев ВИЧ за последнее время становится меньше. Поэтому в ассоциации обратились к аудитории старше 45 лет. 

Савостеенко замечает, что эти люди росли в среде, где информации о ВИЧ-инфекции практически не было. Это создало опасные представления о группах риска и якобы фатальных последствиях от любого контакта с человеком с ВИЧ. 

«Я сама сталкивалась с неподдельным изумлением в глазах людей старшего возраста, работающих, интересующихся последними новостями и пользующихся интернетом, когда начинала говорить о том, что женщина, живущая с ВИЧ и принимающая терапию, может родить здорового ребенка», – рассказывает Дарья.  

Но люди этого возраста оказывают большое влияние на отношение общества к ВИЧ в целом: они воспитывают детей, высказываются в информационном пространстве. Поэтому от осознанности их позиций зависит то, каким будет мнение о ВИЧ среди более молодого поколения. 

Фото: Malin K. / Unsplash

Это исследование может внести значимый вклад в борьбу со стигматизацией людей с ВИЧ, уверен Егор Стрельцов, социолог ассоциации «Е.В.А.». Его результаты показывают первопричины стигматизирующего поведения в России и классифицируют их. 

«Знакомство с текстом исследования позволит специалистам в области ВИЧ-профилактики разработать эффективные просветительские кампании, направленные на преодоление ВИЧ-стигмы. Всем нам важно помнить, что без деконструкции стигмы мы не сможем сократить растущую динамику новых ВИЧ-положительных случаев в стране», – заключает Стрельцов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике