Форум прошел в музее-заповеднике «Царицыно», где собрались 120 участников. Эксперты сектора поделились взаимными ожиданиями, поговорили о том, кто такой современный меценат и обсудили подходы к оценке проектов в области культуры в различных сферах деятельности.
Место проведения — дворцово-парковый ансамбль «Царицыно» – было выбрано не случайно. Зачастую меценаты становятся теми, благодаря кому по сей день существуют культурные объекты, чей возраст достигает нескольких сотен лет.
Пленарная сессия «Творцы и меценаты. Ценности и взаимные ожидания» была посвящена меценату и его мотивации — как она влияет на его восприятие партнерами и что может развить практику меценатства в культуре.
Так, Алексей Никитин, заместитель директора по развитию и спецпроектам Театра им. Евгения Вахтангова, вспомнил главных российских меценатов — Морозова, Щукина, Третьякова, Вахрушина, — и сравнил их с современными.
«А как называть современных партнеров культурных учреждений? Меценатами? Я скорее считаю их благотворителями. Называть их спонсорами точно нельзя. Любое пожертвование бизнеса понимается им как сделка, и это нормально. За рубежом в ряде стран спонсоры получают дополнительную поддержку от государства. Хотелось бы, чтобы закон о спонсорстве был принят и в нашей стране, стимулируя участие бизнеса в развитии культуры», — заявил Никитин.
По словам первого заместителя генерального директора Президентского фонда культурных инициатив Игоря Соболева, меценат делает выбор сердцем: что нравится, то и поддерживает. При этом государственные, корпоративные институции выбирают «головой»: берут во внимание документы, принципы, правила, политику.
«Но даже меценат, действуя по велению сердца, рано или поздно начнет интересоваться результатами своей поддержки и эффективностью проекта, деятельности, автора или организации, в которые вложены средства», — считает Соболев.
Участники сошлись во мнении, что для создания лучших условий для деятельности меценатов в культуре необходимо:
- развивать культуру благотворительности и индивидуальной филантропии (с самого раннего возраста),
- расширять число платформ и площадок для презентации новых идей и проектов — и у институциональных, и у частных меценатов, а также компетенции команд.
Закрывающая сессия была посвящена открытости и посвящению общественности в миссию мецената. Председатель попечительского совета «ОМК-Участие» Ирина Седых считает, что в отношении культурных инициатив очень важно показывать тех, кто стоит за конкретными проектами и мероприятиями: меценатов, партнеров, экспертов-кураторов, команду.
«Времена изменились, и сейчас говорить о своем меценатском, спонсорском участии — это дело предельной важности для всей культурной сферы. Это должно становиться примером для коллег, которые тоже могли бы вкладывать деньги в культуру и образование, а не только в спорт или строительство. Это вопрос сохранения культурной среды, в которой мы живы», — заявил главный редактор проекта «Полка» Юрий Сапрыкин.
Сапрыкин добавил, что культурными институциями и журналистами была проделана огромная работа для того, чтобы снизить планку входа в культурное пространство.
«Я помню времена, когда фон Триера на НТВ показывали в категории «кино не для всех». Но на наших с вами глазах современное искусство перестало быть чем-то пугающим, а стало времяпрепровождением для жителей больших городов», — поделился Сапрыкин.
Форум проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» и ГМЗ «Царицыно».