Что за рэнкинг?
В рэнкинг «Социального навигатора» входит две базы данных: одна содержит список всех зарегистрированных НКО в организационно-правовой форме «Благотворительная организация» (БО), а вторая — благотворительные организации с рэнкинговыми значениями (звездами).
Рэнкинг не оценивает эффективность работы некоммерческих организаций.
В оценку входят такие критерии, как:
- — открытость (присутствие в соцсетях, полнота сведений на официальном сайте и и регулярность их обновления);
- — финансы (прозрачность информации, отсутствие некорректных сборов, опыт работы с грантами, прохождение аудита и др.);
- — управление рисками (наличие собственных контролирующих структур, защищенных каналов передачи информации на официальном сайте, публикация условий взаимодействия с донорами и партнерами, и др.);
- — социальная отчетность (наличие, качество и сроки размещения отчетов о работе организации).
То есть максимальное количество звездочек, которое можно было получить — 4.
Важно подчеркнуть, что это не рейтинг, а именно рэнкинг, — речь идет не о сравнении организаций между собой, а об оценке их соответствия нескольким ключевым параметрам. По итогам оценки каждой присваивается одна из четырех категорий.
Такого рода рэнкинги — полезные механизмы для межсекторного взаимодействия. Государство, доноры, волонтеры и НКО смогут его использовать, чтобы проводить бенчмаркинг и решать различные социальные задачи.
Общие выводы рэнкинга
- — Численность НКО рэнкинга соотносима с предыдущими годами.
- — Базы данных для парсинга (анализа информации из открытых источников) перестают быть бесплатными, что является большой проблемой для подобных исследований.
- — Критерии оценки благотворительных организаций рэнкинга могут быть релевантны и применимы в ситуации снижения уровня публичной информации о деятельности.
- — Несколько фактов недопонимания выявлены в ходе подготовки тематических подборок и интервью:
- не все НКО попадают в рэнкинг, только благотворительные организации;
- благотворительные организации попадают в рэнкинг не на добровольной основе, а по факту регистрации — то есть не попасть, будучи БО, нельзя;
- экспертный совет никакого влияния на результат не имеет, оценка производится автоматически на основе определенных критериев.
В будущем «Социальный навигатор» намерен расширить этот проект, включив в него другие типы организаций.
Главной проблемой, с которой столкнулись в «Социальном навигаторе», стало продвижение.
«Мы, конечно, занимаемся продвижением, но денег на него нет. Без него рэнкинг будет «двигаться», но очень медленно. Нам каждый год нужны деньги и на сам рэнкинг, и на его продвижение», — рассказала о главном челлендже учредитель и исполнительный директор фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако.
Что думают о рэнкинге организации, которые в него попали?
«Любая звездочка — это повод с одной стороны погладить себя по голове, а с другой — подумать, где еще не доработали. Это отличная возможность провести самоанализ: сделать выводы, чтобы понимать, как внешняя аудитория тебя оценивает», — заявил Сергей Павлов, руководитель Благотворительного фонда «Детский мир».
Многие представители организаций признались, что пользуются рэнкингом «Социального навигатора» ежегодно и надеются, что он будет выходить и в следующие годы.
Отвечая на вопросы БО, Татьяна отметила, что в случае, если организации интересно узнать подробности оценки — например, какие есть точки роста внутри организации, — можно обратиться в фонд с вопросом. Для этого нужно отправить официальный запрос в «Социальный навигатор». В течение 72 часов специалисты фонда в ответном отчете объяснят, каким образом были сформулированы определенные показатели.
Подробно ознакомиться с рэнкингом «Социального навигатора» можно по ссылке.