1. Использование искусственного интеллекта
Нейросети прочно вошли в нашу жизнь, а потому в какой-то момент они заберут (и уже забирают) на себя много задач, в том числе в работе некоммерческих организаций.
Весь визуальный контент благотворительные фонды уже могут бесплатно генерировать в нейросетях, там же улучшать имеющиеся изображения и фото: и с точки зрения разрешения и технических характеристик, и с точки зрения эстетики.
В недалеком будущем мы сможем создавать целые сайты с помощью нейросетей. То есть человек будет вводить в программу свои пожелания, а ИИ ему — готовый ресурс.
Будет развиваться ChatGPT — не так давно к нему подключили новые экспертные базы по математике и физике, так что эта программа уже умеет решать довольно сложные задачи. В будущем, когда технология станет дешевле и доступнее, ChatGPT можно использовать как медицинский чат-бот — к нему будет реально подключить базу с ответами на вопросы по заболеваниям и разнообразные сценарии общения, а потом интегрировать систему на уже существующий сайт НКО.
В течение 2-3 лет нейросети станут отличным подспорьем для специалистов НКО, которые оказывают психологическую помощь — сейчас у них есть горячие линии поддержки, которые отчасти смогут заменить чат-боты и «умные» диалоги. Благодаря искусственному интеллекту чат-боты будут более персонализированно общаться с людьми и отвечать на непростые вопросы в режиме 24/7.
Примеры:
Уже сейчас НКО используют чат-ботов для взаимодействия с аудиторией — так, бот-помощник фонда «Живи сейчас» может рассказать, как стать волонтером, принять участие в новейших исследованиях, получить специальное питание, оформить инвалидность или купить лекарство. А чат-бот фонда «Дети-бабочки» предоставляет подопечным фонда круглосуточный доступ к необходимой информации: контактам лечащего врача и куратора, сведениям о медицинских назначениях, предстоящих обследованиях и госпитализации.
Пока функции этих чат-ботов ограничены, программы функционируют по заданному алгоритму. Но в будущем пользователь вместо того, чтобы искать нужный раздел на сайте или в соцсетях благотворительного фонда, сразу начнет диалог с чат-ботом: опишет свою проблему, а бот включится в естественный ход беседы и предложит решение — в режиме реального времени.
Различные программы, работающие на основе нейросетей и машинного обучения, станут для НКО незаменимыми помощниками в решении разных текущих проблем и задач, оптимизации операций и анализа данных для принятия более эффективных решений.
ИИ сможет помочь рассчитывать стоимость организации приюта для животных, координировать работу волонтеров, придумывать спецпроекты, заполнять финансовую отчетность, разные декларации и грантовые заявки.
2. Омниканальность
Для каждой ЦА нужно предоставлять собственный инструмент для взаимодействия с фондом. Поэтому омниканальность точно станет трендом ближайших нескольких лет.
Омниканальность предполагает использование разных коммуникационных и информационных каналов для разных аудиторий (от доноров до волонтеров). Эти каналы должны быть объединены общим источником сбора, хранения, управления и аналитики накапливаемых данных (то есть вне зависимости от того, каким сервисом человек воспользуется, данные об этом должны собираться на одной платформе), айдентикой, единым графическим стилем и смыслом, связанным с миссией НКО.
Например, у фонда помощи животным может быть несколько таких сервисов:
- инструмент по выбору животного по разным критериям — от возраста до размера;
- сервис дистанционной поддержки животных, когда человек жертвует деньги на помощь конкретной собаке в приюте, а ему, к примеру, присылают мерч от фонда;
- поиск ближайшей ветеринарной клиники с информацией о ней;
- интеграция с маркетплейсом по подбору корма.
Примеры:
Так, интегрируя разные сервисы на одном сайте, НКО может создать омниканальный ресурс и захватить как можно более широкую аудиторию. Например, у фонда медицинских решений «Не напрасно» действует ресурс «Все не напрасно» — портал, в котором объединили четыре сервиса:
- тест для определения риска и персональных рекомендаций по профилактике рака;
- бесплатная справочная служба для пациентов с раком и их близких;
- медиа о доказательной медицине и онкологии;
- справочник с ответами на большинство вопросов про рак.
Через единый личный кабинет пользователь получает доступ ко всем сервисам экосистемы.
В будущем, возможно, мы увидим создание глобальной благотворительной системы с совместной инфраструктурой, ресурсами, валютой и т.д. — объединение нескольких фондов вокруг одной технологической платформы, которая позволит, например, с помощью технологий ИИ распределять ресурсы частных доноров, владельцев капиталов, бизнеса и государства.
3. Криптовалюта и блокчейн
Криптопожертвования — тоже актуальный тренд на ближайшие годы. Многие люди, уехавшие из России, хотели бы продолжать помогать благотворительным фондам, но из-за ограничений не могут этого сделать. Но у них могут быть криптокошельки, а вот НКО пока не принимают пожертвования в криптовалюте, хотя это не так сложно — достаточно создать кошелек и опубликовать его адрес на сайте и в социальных сетях.
Донатная механика и система донорства в целом будут во многом завязаны на блокчейн-технологии, так как она обеспечивает прозрачные и безопасные транзакции — донор может использовать публичный адрес кошелька фонда, чтобы убедиться, что его пожертвование пришло, а еще отслеживать, как фонд использует пожертвования, не дожидаясь ежемесячных и годовых отчетов, так как каждая транзакция записывается в блокчейн. Это может повысить доверие доноров, привлечь новых жертвователей и увеличить количество донатов.
Примеры:
Многие зарубежные благотворительные организации уже начали принимать пожертвования в криптовалюте — в Bitcoin, Litecoin, Ethereum и Tether. В России таких НКО гораздо меньше — так, перевести криптовалюту можно в фонды «Подари жизнь» и «Дети-бабочки». К числу основных барьеров для использования криптовалюты НКО относят технические сложности с реализацией этой механики, размытый юридический статус криптовалют, сложности с предоставлением отчетности перед государством.
4. Диджитал-спецпроекты
Сложно назвать это новым трендом, тем не менее создание крупных цифровых проектов в коллаборации с бизнесом точно не потеряет своей актуальности ближайшие несколько лет. Разработку концепции и реализацию фандрайзингового проекта с цифровой механикой можно делегировать маркетинговому агентству, а затем идти к брендам и предлагать сотрудничество.
Примеры:
Вообще венцом любой (в том числе офлайн) акции может быть какая-то цифровая история. Например, мы работали над проектом «Редкое искусство помогать» — большой кампанией по информированию об орфанных заболеваниях. Там провели онлайн-концерт — на виртуальной сцене, с крутыми приглашенными исполнителями. Как итог — несколько миллионов просмотров.
Еще один пример потенциально успешного диджитал-проекта — онлайн-игра, которую тоже можно разработать в партнерстве с брендами. Игры необязательно должны иметь сложную механику, это могут быть обычные таймкиллеры и казуальные игры, так или иначе подразумевающие донаты в благотворительные организации.
Фото: Anas Alshanti / Unsplash
5. NFT
Создание и продажа NFT-объектов — один из полезных современных инструментов, который точно можно взять на вооружение. Для НКО это дополнительный источник финансирования, выход на новую (а главное — платежеспособную) аудиторию, привлечение внимания к своей деятельности в целом. Для покупателей — возможность получить уникальный токен с дополнительными смыслами и особой ценностью.
Примеры:
У «ВКонтакте» даже есть собственная платформа NFT, на которой недавно проходил аукцион, где удалось собрать более 2,7 млн рублей на сохранение памятника архитектуры — дома Бака. В теории фонды могут объединяться с тем же «ВКонтакте» или другими площадками в качестве партнеров и делать какие-то совместные NFT-аукционы. Либо же благотворительный фонд может создать свой NFT и коллаборироваться с NFT-платформами.
Некоторые НКО уже включаются в создание NFT-проектов совместно с современными художниками, музыкантами и диджитал-авторами — в 2022-м появился проект «Слова будущего», для которого фонд «Живи сейчас» выпустил пять благотворительных NFT-капсул с историями подопечных и музыкальным сопровождением от Гречки, «Дайте танк (!)», Anacondaz и других артистов.
Еще один пример — NFT-проект «Kormi Kota» — коллаборация Фонда продовольствия «Русь» и сервиса доставки еды «Много лосося». Средства с продажи NFT-котиков отправлялись в «Русь» на помощь приютам для бездомных животных, а владельцы NFT конвертировали токены в реальные подарки от «Много лосося».
6. Интеграция голосовых помощников
В будущем голосовые ассистенты смогут помогать незрячим людям ориентироваться на сайте НКО и адаптировать его для людей с разными особенностями здоровья. Голосовой помощник сможет описывать человеку, что тот сейчас находится на главной странице и спрашивать, что его интересует — почитать материалы на главной странице, найти что-то в разделах меню. Расскажет, что находится в конкретном разделе, а если человек искал другое — автоматически вернется назад.
Примеры:
Так, на первой в России социальной платформе для людей с синдромом Дауна «Мой сайт», придуманной фондом «Даунсайд Ап», есть голосовая озвучка всего ресурса. При желании ее можно отключить. Это первый шаг к взаимодействию с ресурсом только посредством голоса.
Через 5 лет фундаментально в диджитал-среде для НКО мало что изменится. Но я точно уверен, что технологии будут все больше проникать в работу даже небольших региональных фондов и помогать организациям автоматизировать рабочие процессы, повышать эффективность и доносить до аудитории свои идею, миссию и смыслы, а создание цифрового продукта будет требовать гораздо меньших профессиональных ресурсов, чем сейчас.
NFT, нейросети, омниканальность — все это станет повседневной реальностью, к которой нужно подготовиться — например, обязательно внедрить CRM-систему, развивать свои социальные сети и оптимизировать сайт.