На секции «Культурная сила территории: социокультурные проекты развития городских сообществ и среды», которая прошла 5 октября в Вологде на форуме «Сообщество», представили эффективные технологии социокультурных проектов в разных регионах страны.
«На разных территориях драйверами становятся разные силы: где-то – местные жители, где-то – органы местного самоуправления. Где-то, как в Череповце, главные ресурсы предоставляет крупный бизнес», – говорит председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Но в любом случае, говорит она, всем сторонам следует выстраивать партнерство, иначе «есть риск, что ничего не срастется».
Тренды: без местных жителей — никак
Подход «догнать и причинить добро» умер окончательно – это главный тренд, уверен руководитель Экспертного совета по малым территориям Дмитрий Лисицин.
Раньше, говорит он, была практика, по которой крупный инвестор, не спрашивая мнения местных жителей, сам придумывал что-то для развития территории и дарил это людям. Сейчас в территориальном инвестировании иначе: нужно учитывать потребности и запросы людей, спрашивать их, чего именно не хватает на этой территории.
Сложность в том, говорит Лисицын, что социокультурное проектирование призвано преодолеть депривацию территории, а малые города в России развиваются медленнее крупных, и тренды запаздывают. Здесь могут подключаться бизнес и частные фонды. В качестве хороших примеров эксперт приводит программы точечных инвестиций Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Фонда Потанина.
Но даже в малых городах и поселках можно найти свою локальную идентичность, уверен Лисицын. Например, в Саратовской области, где в пшеничное поле в 1957 году упал первый спутник, директор местного музея хочет снова посадить пшеницу, «чтобы было аутентичнее».
Большую роль в развитии территорий играют волонтеры – тут можно вспомнить консервацию терема Асташово в Костромской области. Его начали восстанавливать неравнодушные люди, а спустя какое-то время нашелся инвестор Андрей Павличенков, который вложил в это место деньги и душу. Теперь в гостиницу в тереме приезжают десятки тысяч туристов в год, говорит Лисицын. Это сильно повлияло и на соседний город Галич – там начали продавать сувениры с изображением терема.
«Дело всегда в людях»
Один из успешных проектов по развитию территории – парк «Голубино» в Архангельской области. Раньше там был сгоревший туристический комплекс, но в 2014 году семья Клепиковских взяла кредиты и восстановила здание. Через три года появился главный корпус, открылся конференц-зал. Недавно до парка запустили автобусный муниципальный маршрут – раньше сюда можно было добраться только на своем автомобиле или заказать трансфер.
«На депрессивной территории, откуда все мечтали уехать, мы начали создавать свой город-сад. Это был больше душевный порыв – бизнес-планов у нас не было», – рассказывает соучредитель культурно-ландшафтного парка «Голубино» Анна Клепиковская. Свою семью она называет «меценатами, которые создают инфраструктуру, а не инвесторами».
В 2022 году в «Голубино» приехало 15 тысяч человек, но Клепиковская уверена, что успех проекта не нужно измерять количеством гостей: «Север не нуждается в больших потоках людей – Север нуждается в ответственных гостях».
Обустраивая территорию, важно думать о выгоде для местных жителей, уверена Клепиковская. Близлежащий поселок Пинега благодаря «Голубино» ожил: у людей появилась работа, дети и подростки стали посещать мероприятия в парке. Вырос и поток туристов в местный краеведческий музей, улучшилась репутация места.
«Каждый наш продукт основан на балансе интересов жителей и гостей, которые приезжают – это наш лайфхак, который позволяет нам развиваться. Люди начинают гордиться этой прекрасной территорией», – говорит Клепиковская.
Нужно сотрудничать и с властями, уверена она. «Мы создали рабочую группу с правительством Архангельской области и теперь обсуждаем строительство жилья для наших сотрудников, ремонт дорог, интернет, малую авиацию, земельные вопросы».
Главный драйвер развития – это совместная работа, уверена Клепиковская. «Важно, чтобы люди могли договориться. А где работает человек – в музее, заповеднике, бизнесе или администрации, не так важно. Дело всегда в людях – тех, кто стоит в основе, кто верит в проект и понимает, что такое лидерство. В команде должны быть разные люди, собрать команду – это талант».
Оценить успех проекта «Голубино» можно будет через 10-15 лет, «когда придет новое поколение гостей и сотрудников, и территория будет показывать стабильное развитие», считает Клепиковская.
«Мы даем детям возможность создавать востребованные пространства»
Дети и подростки – отдельная важная аудитория, которая может привнести на территорию что-то новое, говорит руководительница общественной организации «Улица детства» Валерия Асафова.
Организация знакомит школьников с городом, потому что по словам Асафовой, «дети плохо понимают, как он устроен и как им пользоваться». При этом они хотели бы видеть больше подростковых пространств: «Улица детства» проводила опрос, чего детям не хватает в городе – оказалось, мест для общения и для тихого отдыха.
Чтобы подружить детей с городом, организация проводит уроки городского развития, где студенты архитектурных специальностей учат их понимать город, рассказывают, как можно его развивать, делают вместе макеты архитектурных форм и создают сами объекты. Все занятия построены на игре с формой и изучении пространства.
Такой подход учит детей мыслить пространственно. В результате города получают пространства, которые действительно нужны подросткам, а дети осознают свои возможности и очень этим вдохновляются.
Например, участники пермской Лаборатории архитектурной мысли придумали и сделали пять арт-объектов, которые разместили в Губахе, Горнозаводске, Добрянке, Чусовом и Перми. А на Чукотке дети под руководством наставников создали 10 объектов в двух поселках — Лаврентия и Уэлен.
Даже подросткам в разных районах Москвы нужны разные пространства, не говоря, например, о потребностях детей с Камчатки. Дети – участники проекта учитывают свои условия проживания, географию и климат.
«Мы даем детям возможность создавать востребованные пространства. Тогда они начинают по-другому относиться к своему городу: не портят и не ломают, а еще предлагают сами. Так у них формируется опыт создания позитивных перемен: они знают, что могут что-то изменить», – заключает Асафова.
Форумы «Сообщество» проводятся Общественной палатой РФ с 2015 года во всех федеральных округах России. Это открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью. Задача форума — выявлять лучшие региональные и федеральные практики, объединять единомышленников, придавать импульс развитию гражданского общества в регионах. В 2023 году региональные форумы «Сообщество» прошли в Воронеже, Якутске и Самаре. Итоговый форум пройдет в Москве в начале ноября.