Руки-птицы, одухотворяющие все, к чему прикасаются, и дерево, на котором сидят эти прекрасные создания, – брендинговое агентство разработало фирменный стиль для мастерской, где работают люди с инвалидностью.
Участники/партнеры
- Благотворительный фонд «Творческое объединение «Круг»;
- брендинговое агентство DDVB.
Продукт коллаборации
Агентство DDVB разработало фирменный стиль и дизайн упаковки для работ мастеров Творческого объединения «Круг».
Благотворительный фонд «Творческое объединение «Круг» занимается жизнеустройством людей с инвалидностью, нуждающихся в постоянной поддержке. Одно из направлений деятельности фонда – социальная и трудовая занятость.
«У нас организовано производство, в котором на постоянной основе участвуют люди с инвалидностью и кураторы. Мы фактически создали структуру, которая трудоустраивает большое число людей, не имеющих возможности получить работу на открытом рынке труда», – говорит Марина Мень, соучредитель и председатель фонда.
Дизайнеры DDVB вдохновились работами слепоглухих мастеров.
«Символом работы людей, которые «видят» и «слышат» жизнь руками, чувствуют мир буквально кончиками пальцев, стала рука-птица – образ души, вкладываемой во все, к чему они прикасаются, – объясняют представители агентства. – Сам же фонд и его творческая мастерская метафорично представлены в виде дерева, населенного этими прекрасными созданиями. На нем они могут реализовать себя и ощутить свою востребованность».
Фирменный стиль получил удобную модульную систему, позволяющую эффектно оформлять разные объекты и носители – от миниатюрной наклейки до большой коробки.
«Такое решение позволяет упаковке керамических и иных изделий мастерской выделяться среди продукции «обычных» промыслов – сложенные в ряд коробки образуют импровизированную рекламную поверхность, естественным образом оформляющую пространство экспозиции и привлекающую внимание публики», — подчеркивают дизайнеры.
Сроки реализации: 2016 год
Вклад партнеров
Для разработки фирменного стиля Творческого объединения «Круг» в DDVB была создана рабочая группа, в которую входил дизайнер Леонид Фейгин, совладелец и креативный директор агентства.
«С его интереса все и началось, – рассказывает Марина Мень. – Они показали мне три варианта фирменного стиля, и я из них выбирала. Они были очень открыты к сотрудничеству. Это был не только логотип, а целый большой проект – и они сделали это для нас бесплатно».
Мотивация к партнерству
Для людей с инвалидностью работа в мастерских – вопрос качества жизни.
«Мы хотим, чтобы наши подопечные жили в открытой городской среде и получали помощь в необходимом для них объеме. Чтобы у них была работа, друзья и, главное, смысл жизни. Наш опыт показывает, что это возможно», – подчеркивают в фонде.
Корпоративные заказы и продажа продукции мастерских обеспечивают примерно 30% бюджета фонда. В 2022 году творческое объединение выполнило заказы на сумму 12 млн рублей при общем бюджете фонда в 40 миллионов.
DDVB поддерживает социально значимые проекты, разрабатывает стиль для социальных программ бизнеса и некоммерческих организаций. В компании убеждены, что бренды сегодня могут быть успешны только если апеллируют к человеку и всему человеческому в нем.
«Сейчас, когда постоянно меняются обстоятельства, когда идет постоянный поток инноваций, когда границы аудиторий размываются, особенно важно создавать настоящие живые бренды. Бренды, которые не диктуют потребителю, а разделяют его ценности. Бренды, которые за всеми маркетинговыми исследованиями и портретами целевых аудиторий видят человека», — считают в агентстве.
«Мы верим, что стремление понять чувства, ценности и убеждения своих покупателей, позволяют выстроить диалог, который приведет к настоящему успеху бренда. Независимо от того, какие инструменты и методы мы используем при работе с брендом, ключевое решение всегда опирается на метод Human Experience. Главное – это человек и человеческое в нем. Все остальное меняется слишком быстро», — убеждены представители DDVB.
История сотрудничества
У благотворительного фонда и DDVB были общие знакомые. В 2016 году Творческое объединение «Круг» предложило агентству провести небольшую ярмарку.
«Мы тогда работали только со слепоглухими, и это было действительно уникально, — что мы, используя ручной труд слепоглухих профессиональных художников, создавали очень достойные изделия. Эти изделия впечатлили владельцев компании, и они предложили помочь нам в создании нашего фирменного стиля», – рассказывает Марина Мень.
Фото: Дима Жаров/АСИ
Особенности партнерства/сложности
«Мы даем возможность работать людям с инвалидностью, которые раньше никому не были нужны, которые не имели шансов реализовывать свои право на труд. Это долгосрочная история, она требует финансирования, – подчеркивает Марина Мень. – Лучшее, что может для нас сделать бизнес, — это помочь материально».
Но корпоративных доноров «в чистом виде» у организации немного. В основном речь идет о заказе продукции.
Творческое объединение «Круг» сотрудничает с METRO Cash and Carry, три года подряд компания организует благотворительную ярмарку и выкупает продукцию «Круга» на 50 тысяч рублей. «Газпром-Медиа Холдинг» ежегодно делает заказы на достаточно серьезные суммы.
«Это лотерея: невозможно предугадать, будут ли заказы, – отмечает Марина Мень. – Мы начинаем продвигать наши каталоги в марте-апреле, а ответ получаем в лучшем случае в августе-сентябре. В 2022-м за три месяца до конца года мы должны были произвести продукцию на 12 млн, в то время как почти весь год существовали на 40% бюджета, поскольку нам не повезло получить грант».
«В 2022 году у меня впервые появился сотрудник, который готов работать фандрайзером за процент. У фонда нет возможности платить фандрайзеру, который будет отчитываться количеством отправленных потенциальным партнерам писем. – продолжает Марина Мень. – Этот сотрудник благодаря личным связям познакомил нас с компаниями, которые раньше о нас не знали, – и они заказали у нас продукции на 1,5 млн рублей. Кто-то пожертвовал нам несколько сотен тысяч. 2022 год был для нас особенно тяжелым: мы не получили грант, на который рассчитывали. Так что эта поддержка была для нас очень значимой, и благодаря этому мы закрыли год без долгов».
В конце года, когда нужно выпустить большой объем продукции в сжатые сроки, фонд организует волонтерские встречи. Волонтеры берут на себя техническую работу, например, занимаются обработкой керамических заготовок.
«У нас есть договор с компанией «Газпром-Медиа Холдинг», который мы заключили по их инициативе три года назад. До сих пор мы получаем от них регулярную финансовую поддержку, а еще они присылают к нам своих волонтеров. Несколько раз в год, когда у нас большие заказы, нам звонит куратор из «Газпром-Медиа» и спрашивает, нужна ли нам помощь волонтеров и на какую деятельность: Мы говорим – да, нам срочно нужно сделать, допустим, 700 свечей для «ВкусВилл». Тогда они приходят и катают свечи. Однажды они покрасили нам стены, очистили участок», – рассказывает Марина Мень.
«В этом году мы почувствовали огромную поддержку государства: был принят закон о том, что компании могут выполнять квоты по трудоустройству инвалидов за счет таких организаций, как наша, – говорит Марина Мень. – По этому закону работодатели возмещают расходы по зарплате нашим сотрудникам с инвалидностью. В эту же программу входит оплата инфраструктурных расходов, в нашем случае это зарплаты кураторов, сопровождающих работу людей с инвалидностью. Благодаря этому закону из более чем 100 человек, которые у нас работают и получают зарплату по трудовым договорам, 79 –люди с инвалидностью».
Кейс подготовлен в рамках проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы.