С 13 по 16 ноября в Еврейском музее и центре толерантности проходил ежегодный проект «Неделя толерантности». Одним из событий цикла мероприятий о человечности стал паблик-ток «Говорит культура: где инклюзия?». На встрече эксперты из сферы культуры, НКО-сектора, а также журналисты и выпускники инклюзивной медиастудии «Рекомендуем» Центра толерантности обсудили, кто и как пишет о людях с инвалидностью, зачем это музеям и почему в продвижении темы важны голоса «людей-свидетелей».
Этот материал по следам паблик-тока написан выпускником инклюзивной медиастудии «Рекомендую» Центра толерантности, журналистом и блогером с инвалидностью по зрению Павлом Леоновым.
Инклюзия выгодна всем
Инклюзивность культурных пространств — это не просто тренд, но жизненно важный императив, уверены эксперты. Более того, этот императив выходит за рамки взаимодействия только с людьми с инвалидностью, поскольку инклюзия — это не создание «специальных зон для особенных», а адаптация всего пространства для всех посетителей.
Создавая среду, открытую и «гостеприимную» к людям с самыми различными запросами, музеи становятся трендсеттерами равенства и справедливости. Принципы универсального дизайна, которые изначально действительно могут быть реализованы для людей с инвалидностью, приводят к созданию удобного абсолютно для всех пространства. Например, пандусы и лифты подходят не только для людей на инвалидных колясках, но необходимы пожилым людям, родителям с маленькими детьми, посетителям с ограниченной подвижностью после операций. А адаптивный контент для людей с ментальными особенностями иногда больше востребован обычными посетителями, поскольку он воспринимается легче.
«Не будем забывать про еще один параметр инклюзии — возраст аудитории. Если у вас в музее нет детских программ, вы теряете до половины посетителей в возрасте от 25 до 40 лет, поскольку семейные люди предпочитают проводить выходные вместе с детьми и при этом не отказывать себе в удовольствии посещать музей», — отмечает Анна Скоробогатова, эксперт в создании доступной среды и социальном маркетинге.
Фото предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Получается, инклюзия — это не тренд, который заставляет тратить деньги на «модную повестку толерантности», это способ сделать пространство открытым и не потерять аудиторию, а значит, и прибыль.
Музеи: анализ ошибок и новая коммуникация
Музеи не только России, но и других стран мира осознают важность исследований в создании по-настоящему инклюзивной среды. Поскольку учреждения стремятся быть более доступными и репрезентативными, они изучают потребности и предпочтения различных аудиторий.
Такие исследования часто показывают, что традиционные способы коммуникации и привлечения посетителей просто не могут эффективно охватить все сегменты аудитории.
«Мы можем сделать программу инклюзивной, адаптировав ее. Но как привлечь аудиторию, ради которой мы это делали? Классические СМИ и текстовый контент в социальных сетях далеко не всегда позволяют эффективно общаться со всем многообразием наших посетителей. Если продолжать работать в классической парадигме, то полноценной инклюзии не получится», — прокомментировала Екатерина Селезнева, руководитель отдела инклюзивных практик Еврейского музея.
Зачастую на месте отделов инклюзивных практик вырастают целые отделы междисциплинарных проектов: инклюзия присоединяет к себе и маркетинг, и PR, и необходимость эффективных коллабораций с бизнесом и социальными проектами.
Сергей Лушкин, искусствовед, ведущий специалист отдела междисциплинарных проектов ГМИИ имени А.С. Пушкина, считает, что точек касания должно быть много. «Практически под каждый сегмент мы (сотрудники ГМИИ имени А.С. Пушкина. — Прим. АСИ) создаем свой проект или канал коммуникации. У нас есть чаты с тифлокомментариями, чаты с роликами на РЖЯ, мы запускаем социальные яркие проекты, которые заявляют о ценности инклюзии на максимально широкую аудиторию. Можно сказать, что креативно привлекая внимание к теме инклюзии, мы подталкиваем людей сделать каминг-аут в собственном представлении о нормальности».
Инклюзивные медиаволонтеры как связь с сообществом
Участниками медиастудии «Рекомендую», организатором которой выступил Центр толерантности Еврейского музея при поддержке благотворительного фонда «Свет», стали более 50 человек с инвалидностью, а также волонтеры культуры.
Глобальная цель проекта — вовлечь людей с инвалидностью в создание и распространение контента о культурной жизни столицы, и вместе с этим расширить представление аудитории и площадок о культуре и журналистике.
«Мы давно увидели серьезный запрос со стороны столичных музеев на материалы, посвященные их инклюзивным проектам и среде. Именно так появилась идея «Рекомендую», которую мы реализовали вместе с партнерами. Теперь, спустя почти девять месяцев, у нас есть люди, готовые создавать такой контент, знающие его изнутри», — говорит Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея.
Фото предоставлено пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности
Паблик-ток в рамках Недели толерантности стал не только дискуссией, но и своеобразным выпускным для участников проекта, среди которых были как люди с инвалидностью, желающие попробовать себя в роли амбассадоров культуры, так и представители социальных проектов.
«Я — руководитель НКО и пришла в медиастудию, чтобы не только развиваться, но благодаря профессиональному опыту помогать участникам в реализации поставленных задач в рамках обучения. Да, не всегда было просто, но это естественно, когда речь идет об инклюзии и креативе одновременно. Выпускной работой нашей команды стал небольшой ролик о Пушкинском музее: в нем мы показали экспозицию глазами собаки-проводника Беллы Виты нашей коллеги Арюны Соктуевой».
«Я – мать девочки с инвалидностью и глубоко понимаю чувства родителей особенных детей. В Москве развито медиаволонтёрство, а инклюзивная культура – одно из моих важнейших и любимейших направлений. Студия дала мне перспективу развития как автору статей о культуре, педагогу, экскурсоводу и тифлокомментатору. В ролике о семейном походе в Дарвиновский музей вы видите или слышите мою новую подругу Цындыму Бойко, незрячего PR-менеджера социального проекта».
«Я пришёл в медиастудию, потому что хотел попробовать себя в медиа. Это моя мечта. Я видел работу отца на телевидении и хотел быть похожим на него. Моя сфера деятельности — инклюзивные практики по зрению, поскольку я сам слабовидящий, а также — история Москвы и всё, что связано с жизнью нашего города. В нашем ролике мы показали экспозицию Музея русского импрессионизма, который потрясающе адаптирован».
«В мир инклюзии я окунулась менее года назад, а теперь не могу представить свою жизнь без этого. Пошла в медиастудию, чтобы попробовать себя в новой роли, и это решение запустило цикл новых идей и проектов. Теперь я учусь на медиаторских курсах Музея современного искусства, и с первого декабря мы запускаем серию экскурсий с тифлокомментированием».
Слово за СМИ: слушать и сотрудничать
Освещение в средствах массовой информации инклюзивной повестки в последние годы претерпело серьезные изменения благодаря тому, что инклюзия и вообще повестка «подлинного представления» стала общим нарративом. И хотя некоторые СМИ и каналы добились в этом направлении успеха, существует острая необходимость расширить сотрудничество непосредственно с людьми с инвалидностью. «Люди изнутри», «люди-свидетели» могут добиться точного и значимого для читателей освещения тем культуры и инклюзии.
«Инклюзивной информационная повестка будет тогда, когда и федеральные СМИ, рассчитанные на массовую аудиторию, будут говорить о ней. И не только в качестве кликбейта, но в позитивном и обстоятельном ключе. В советское время вопрос инвалидности замалчивался, тема казалась постыдной или непопулярной, и многие поколения журналистов воспитаны на этой идее. Сейчас у нас есть глобальная цель изменить общество в сторону большей человечности», — считает Анастасия Шаренкова, специальный корреспондент отдела культуры ТАСС.
Екатерина Васильева, главный редактор Агентства социальной информации, отмечает, что про инклюзию читают те, кто занимается темой или кому она важна по личным обстоятельствам. Но чтобы привлечь обычных людей, нужно подавать материалы так, чтобы они осознавали значимость этой темы в их собственной жизни и уже с заголовка понимали, зачем им это читать.
Поэтому так важно следить за повесткой, находить точки пересечения, нужную подачу, форматы, язык для каждой целевой аудитории. «Например, родителей интересует, повлияет ли на образование их ребенка появление в школе инклюзивного класса. Через ответ на этот вопрос можно объяснять, что такое настоящая инклюзия и почему это важно для их ребенка тоже. Или сейчас обсуждается тема квотирования рабочих мест для людей с инвалидностью. И это еще один повод рассказать про инклюзию в бизнесе».
Как начать сотрудничество
Медиастудия «Рекомендую-2023» завершилась, но организаторы планируют масштабировать проект в следующем сезоне, привлекая к сотрудничеству новые СМИ и культурные институции.
Уже сейчас медиаволонтеры готовы pro bono сотрудничать со столичными музеями, НКО и изданиями, создавая креативные материалы об инклюзии, культуре и открытой коммуникации. Связаться с ними можно, направив запрос на почту recomm@jewish-museum.ru.