На сегодняшний день в России насчитывается почти 14 тыс. скотомогильников, почти половина из которых действуют и несут реальную угрозу природе и человеку.
Скотомогильники, или, как их еще называют, биотермические ямы, — места для долговременного захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения. Видов эпизоотии много: ящур, сап, чума, бешенство и так далее, но наиболее опасной и распространенной формой на территории России считается сибирская язва. Инфекция может «проснуться» в случае неправильного оборудования и эксплуатации скотомогильников, а также если их банально выроют дикие животные или неосведомленные люди.
«Сибирская язва у человека чаще всего проявляется как инфекция наружных покровов и лишь изредка осложняется сепсисом. Вместе с тем может развиться и первичная генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной или кишечной форме», — говорится на сайте МЧС России.
Согласно тексту принятого закона, создание новых скотомогильников в России запрещается с 1 сентября 2024 года. «Незараженные» сибирской язвой (и другими инфекциями) скотомогильники подлежат ликвидации в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации. При этом содержание, эксплуатация и ликвидация скотомогильников должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами.
Корреспондент АСИ спросил у кандидата биологических наук и директора АНО «Зеленая цивилизация» Дмитрия Федорова, как он оценивает принятый закон.
По словам Дмитрия, закон неоднозначный, «половинчатый», поскольку в России не существует централизованного оператора по скотомогильникам, как, например, по полигонам ТБО. А регулярные случаи обнаружения несанкционированных трупов животных говорят о том, что крематоров (установка для утилизации отходов животных) не хватает.
«Хотят просто создать реестр, ужесточить контроль за скотомогильниками. Но там (в законе. — Прим. АСИ) не прописано никаких норм о внедрении господдержки на создание крематоров и осуществление их деятельности. То есть учет будет, но решения проблемы нет. Повлиять на эту ситуацию возможно только рублем. Закрыть скотомогильники можно, запретить строительство новых подобных объектов можно, а дальше что?» — говорит Дмитрий.
По мнению Федорова, пока не появится единая централизованная система создания установок по утилизации, трупы погибших неизвестно от чего животных продолжат безнадзорно закапывать.