В обществе существует стойкое мнение, что документальное кино — это нишевое, узконаправленное искусство «не для всех», а если оно еще и посвящено социальным проблемам, значит обязательно давит на жалость.
Развенчиваем этот миф и отвечаем на главный вопрос: «Зачем мне смотреть социальное документальное кино?»
Чтобы развеивать стереотипы
«21 день»
Режиссер: Тамара Дондурей
Год выпуска: 2014
Фильм «21 день» снят в Первом московском хосписе. 21 день — это срок, который пациенты могут провести в хосписе. Это не самое яркое на впечатления время — здесь оно течет иначе, а каждый следующий день повторяет предыдущий. Но для Тамары было важно снять кино о жизни, об умении оставаться самим собой до конца. Поэтому в центре повествования — истории двух героев, которые случайно познакомились в хосписе. Режиссер сняла их разговор, в котором они рассуждают о смерти.
Несмотря на живость характера и интерес к миру, Ирина Михайловна часто говорит об эвтаназии. Здоровье Сергей Александровича продолжает ухудшаться, но он, наоборот, не хочет оставлять своих близких одних.
«Часто многие люди боятся информации о хосписе, так как она связана с чем-то страшным, к чему человек в обычной жизни не готов. Но в этом фильме можно увидеть, сколько, на самом деле, жизни в пространстве хосписа и сколько внимания уделяется каждому человеку, кто оказался в его стенах: пациенту, волонтеру, родственнику. Эта атмосфера состоит из внимательной и сосредоточенной помощи», — говорит Тамара Дондурей, режиссер «21 день».
Автору хотелось показать, что хоспис — это не про табу и смерть. Документальное социальное кино, в первую очередь, работает со стереотипами, которые у зрителей, могут быть по отношению к той или иной сложной теме, считает Тамара. К тому же, опыт просмотра такого кино готовит к встрече с этой темой в нашей реальной жизни.
«Мы уже не будем шокированы, и быстрее найдем в себе силы справиться с вызовами уже знакомой нам ситуации», — говорит Тамара.
Чтобы почувствовать, что ты не один
«Песнь о Виктории»
Режиссер: Юлия Чернова
Год выпуска: 2023
Вика приехала работать врачом-терапевтом в небольшой провинциальный городок Абаза в Хакасии. Начало ее карьеры совпало с началом пандемии коронавируса, и Вику перевели работать в COVID-центр. На протяжении всей изоляции она самоотверженно спасала людей.
В небольшом городке Вика буквально стала символом сопротивления болезни. Но мало кто знал, что вся жизнь девушки — сплошное сопротивление. Виктория — круглая сирота, которой удалось сломать негативный сценарий, при котором большинство детей, вышедших из детских домов, оказываются в тюрьме или на улице.
Для автора фильма это личная история. Много лет подряд Юлия работала с социально-неблагополучными детьми и детьми из детдомов в качестве педагога в детском лагере. Там же она и познакомилась с Викой.
«Песнь о Виктории» — очень красивая, нежная работа, которая не спекулирует на проблематике, а дает повод для размышления над такой важной темой, как дети-сироты. Это картина о том, что всегда есть выбор, какую жизнь проживать.
«Фильм транслирует успешную модель социальной адаптации ребенка, выросшего в детском доме. Как правило, в таких детей никто не верит. В нашем обществе не расставляют акценты по принципу “зеленого маркера”, зато разбрасываются шаблонами и мыслят стереотипно. И без того несчастный ребенок получает сверху еще кучу комплексов. Вика не поддалась на такую провокацию, и это — ее особенность. Ее бунт заключался в том, чтобы не сломаться и стать сильной, несмотря ни на что. Это, на мой взгляд, прекрасный пример для вдохновения. Вдохновения, а не подражания, это принципиально. Потому что подражание приводит к потере себя, а вдохновение — к обретению», — говорит Чернова.
Юлия считает, что всем иногда полезен «укол правды». Документальное социальное кино часто ставит этот укол. Оно говорит о тех проблемах, которые в обществе замалчиваются. У него есть возможность обнажить эти проблемы, выделить пути решения или предложить альтернативу, подарить чувство сопричастности и поддержки.
«Никто из нас не застрахован от беды. И если что-то случится, важно знать, что ты не один», — говорит Юлия.
Чтобы вдохновляться
Фильм «#Яволонтёр. Истории неравнодушных»
Режиссер: Ольга Арлаускас
Год выпуска: 2018
Поиск пропавших, тушение пожаров, восстановление храмов, спасение животных, помощь детям и пожилым, — все это и многое другое волонтеры делают совершенно безвозмездно. Не получая ничего взамен, они каждый день меняют жизнь к лучшему, влияя на судьбы миллионов человек по всей России.
Фильм состоит из десяти историй, которые отбирали со всей страны. Несмотря на расстояния, герои фильма ближе друг к другу, чем кажется.
«Волонтеры особо остро воспринимают жизнь, всю ее сложность, всю ее тонкость и глубинный смысл. Занимаясь волонтерством, они пытаются жизнь зацепить, прочувствовать, понять ее тайну.
И герои фильма — может, не до конца осознавая это, — пытаются хакнуть весь замысел жизни», — рассказывает Ольга Арлаускас, режиссер фильма.
По словам Ольги, фильм стоит смотреть хотя бы потому, что он вдохновляет, — не только на свершения и подвиги, но и в целом — тем, что рядом с нами живут совершенно феноменальные люди, которые способны помогать бескорыстно и в любое время суток — даже тогда, когда это неудобно.
Чтобы «пересобрать» свои ценности
Фильм «Выпрямительный вздох»
Режиссеры: Никита Тихонов-Рау, Ольга Арлаускас
Год выпуска: 2014
Большая страна, разделенная на Европу и Азию. Дальний Восток 2014 года — совершенно другая реальность, не похожая на жизнь, которая течет в крупных центральных городах России. Авторы фильма отправились из Москвы в дальнее путешествие, в город Владивосток, чтобы понять, действительно ли все мы — единое целое, — как нам говорили с самого детства?
В следующем году фильму исполняется 10 лет. По словам одного из режиссеров Никиты, Тихонова-Рау это важно, потому что тогда, 10 лет назад, по сравнению с остальной Россией, Дальний Восток существовал в каком-то отдельном энергетическом поле.
Приехав туда, Ольга и Никита «кожей почувствовали, как документалисты», множество существенных угроз для региона — демографических, экологических, социальных. Обстановка была гнетущая.
«Остро стояла и проблема исторической памяти, — именно на Дальнем Востоке в лагерях умер великий русский поэт Осип Мандельштам. И никто до сих пор не знает, где находится его могила. Вероятно, где-то там, под ногами, в пыли, под построенными многоэтажными домами. Это огромная страница в судьбе нашего русского народа, которой тогда уделялось недостаточное внимание. И у нас возник вопрос: “А как мы будем двигаться дальше, если мы не понимаем, не ценим и не храним то прошлое, которое у нас есть?” В 2014 году не было ощущения, что общество готово всю эту нашу “огромность” удержать», — объяснил Никита.
«Люблю появление ткани,
Когда после двух или трех,
А то четырех задыханий
Придет выпрямительный вздох…»
Осип Мандельштам, Восьмистишия, Ноябрь 1933, июль 1935
Сделать выпрямительный вздох, расправить плечи, почувствовать свое достоинство, свое предназначение, — внутренняя потребность каждого человека. «Мы поняли, что это тот подвиг, который должна совершить вся страна — задышать полной грудью», — говорит Тихонов-Рау.
По словам Тихонова-Рау, несмотря на то, что работе уже 10 лет, она ничуть не устарела. Более того — приобрела дополнительную ценность, поскольку позволяет с расстояния увидеть тот путь, который прошел регион за это время.
«Документалистика, как хорошая литература, дает возможность сделать шаг в чужой опыт, переработать его и стать богаче — духовно, интеллектуально. Это зеркало. Оно позволяет по-другому взглянуть на себя, пересобрать свои ориентиры и ценности, отточить их», — заключает Никита.
Подборка «Зачем смотреть социальное кино?» входит в проект «КиноКадры», который реализует Агентство социальной информации при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в партнерстве с компанией «Тайм Код Продакшн».