Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Колонки

Екатерина Дмитриева: «Случай с Твиксом – это история про внутренние процессы в обществе»

Директор Фонда защиты городских животных – о том, почему гибель кота Твикса вызвала такой резонанс в обществе, какие проблемы при этом невидимы и что сделать, чтобы обезопасить своего питомца в дороге.

Фото: Мурад Оруджев / Sputnik
Что случилось с котом Твиксом?

В середине января в СМИ начали распространять ролик, как неизвестный человек выкидывает из вагона поезда кота на заснеженный перон. После выяснилось, что кота звали Твикс — его везли к хозяевам в Санкт-Петербург. В какой-то момент кот выбрался из переноски и начал гулять по вагону. Человек, который вез кота, этого не заметил: по одной из версий, он спал.

Кота заметили другие пассажиры и обратились к проводнице поезда. Женщина опросила пассажиров, но не смогла найти хозяина. Тогда она приняла решение высадить кота на платформе: поезд как раз остановился в Кирове. Как отмечают некоторые источники, проводница обратилась с просьбой высадить животное к другому пассажиру.

Поиски Твикса начались сразу, как объявили о его пропаже: 12 января. Спустя почти неделю, 20 января, кота обнаружили мертвым.

Проводница, высадившая кота, временно отстранена от работы. Также в РЖД приняли решение запретить проводникам высаживать животных из поездов. По новым правилам компании, если проводник обнаружит безнадзорное животное в поезде, его нужно будет передать сотрудникам остановочных пунктов и вызвать представителей зоозащитных организаций.

«Происходящее сейчас напоминает мне историю, когда я получала права на автомобиль. Наш инструктор говорил: «Вы не смотрите, что некоторые правила кажутся глупыми – каждое из них написано кровью». Точно такая же ситуация у нас сейчас в сфере обращения с животными, где сейчас только-только начало формироваться правовое поле.

Проблема в том, что правила появляются только после несчастных случаев. Так происходит сейчас, когда РЖД вносит изменения в инструкции для сотрудников. Так было в 2019 году, когда кот не был допущен на борт самолета авиакомпании «Аэрофлот» из-за своего лишнего веса.

И это – следствие того, что у нас в целом глобальная правовая яма в сфере обращения с животными.

Это видно даже на истории кота Твикса. 22 января Александр Бастрыкин (председатель Следственного комитета РФ. — Прим. ред.) сказал, что взял это дело на личный контроль. Сейчас еще планируют провести проверку по факту жестокого обращения. Честно, никакого состава жестокого обращения я здесь не вижу. Жестокое обращение – это причинение животному страданий из хулиганских или корыстных побуждений. Мне кажется, доказать это будет невозможно. 

В целом это какой-то абсурд: Следственный комитет подключается и расследует случай гибели Твикса из-за огромного общественного резонанса, но вместе с тем у нас последние полгода несколько регионов приняли поправки и стали регулировать численность бездомных животных с помощью эвтаназии.

То есть в теории, этот кот мог бы бегать по городу, а потом бы его поймали, отвезли в приют и усыпили бы, потому что принят такой закон. В итоге мы оказываемся в ситуации, когда единичные случаи берут на контроль, пока целые регионы принимают законы, чтобы убивать животных. И на это никак не получается повлиять.

Недавно в Бурятии разрешили усыплять бездомных животных и уже даже отчитались, что за начало января в крупном приюте усыпили 18 собак. То есть для многих этот закон – чуть ли не достижение.

Тут сработал фактор того, что Твикс – это реальный кот, конкретный пример. У людей появляются ассоциации, они примеряют происходящее на себя. А когда речь идет про убийства в приютах – для всех это «какие-то» собаки. Они не знают их кличек, не видели их фотографий. Может, поэтому нет такого резонанса.  

Вопрос инструкций или выбора?

Еще один ракурс этой проблемы – люди, которые принимают решения. Сейчас говорят, что у проводницы просто не было инструкций, как действовать. Что она просто исполнитель. Но у человека всегда есть право выбора.

Я по роду своей деятельности общаюсь с управляющими компаниями, сотрудниками транспорта, компаниями. Нам могут позвонить и сказать: «Ой, у нас тут кошки живут, мы хотим стерилизовать, поможете?»

А мы работаем только по официальным заявкам и договорам. И когда люди узнают, что мы работаем только по заявкам от организаций, то возникает ступор. Потому что многие не хотят решать этот вопрос с начальством, им легче отказаться от помощи животному, чем преодолевать все эти бюрократические проволочки.

Фото: Nejc Soklič / Unsplash

Так что вполне вероятно, что проводница не хотела специально причинять вред коту. Человек был не готов взять ответственность за кота, в инструкциях на этот счет ничего не сказано, и она сделала так, как ей показалось проще. Как в известном выражении: нет человека — нет проблемы.

Это выбор, с которым многие сталкиваются, не только в отношении животных: «Я закрываю глаза и делаю вид, будто ничего не было» или «Я беру на себя ответственность и решаю эту проблему». Ведь проводница не знала: может этот кот забежал в поезд со станции и его сейчас ищут на улице? Она сделала выбор, который показался ей оптимальным, у нее такой вот уровень осознанности и способности брать на себя ответственность. Что странно, так как проводник — это не только про чай и туалеты, это про безопасность. 

Случай Твикса – это не история про кота и проводницу. Это история про внутренние процессы в обществе, наше отношение к животным, страх одиночества, когда мы представляем этого одиноко бредущего кота по путям, и многое другое. И я думаю, что мы еще будем их осознавать какое-то время.

Как обезопасить животное в пути?

Конечно, при перевозках животных есть и ответственность хозяев.

Во-первых, всегда важно надевать адресник. Без него есть риск, что животное потеряется и не получится его найти. Во-вторых, проверять переноски: они часто ломаются, из тряпичных перевозок котам в принципе легче выбраться. Можно купить строительные стяжки в магазине и укрепить ими дверцу, чтобы животное не выбралось.

Во время любого переезда надо быть внимательными.  Сколько уже было случаев, когда люди едут на машине, животное сидит на заднем сиденье, а потом во время остановки открывают дверь, и животное просто убегает.

Коты – это хищники, хоть и маленькие. В их природе — охотиться, они очень тихие. Если не обезопасить животное самому, можно даже не сразу заметить, как кот ушел.

Что можно сделать по следам этой истории?

Сотрудники нашего фонда координировали чат поисков Твикса, общались с добровольцами, сочувствующими и владельцами. Но на самом деле одной из самых сложных задач было поддерживать чистоту в соцсетях и банить негативные комментарии.

Потому что люди приходили вылить свою боль, поругаться, а это очень мешает в чатах волонтеров, которые реально занимаются поисками и делают что-то. И в этом случае таких людей было особенно много. Почему так – сложный вопрос.

Сейчас, когда уже подтвердилось, что Твикс погиб, мы все равно планируем продолжать работу в этом направлении. У нас есть рекомендации по перевозке животных, но хотелось бы сделать это систематизированным. Чтобы был сайт с полезными советами для владельцев.

И планируем выходить на транспортные компании, чтобы прорабатывать алгоритмы перевозки животных с ними. Сейчас ищем человека, который понимал бы, как это работает изнутри, чтобы мы могли разработать совместные проекты с компаниями, которые будут применимы на практике».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике