30 января в Еврейском музее и центре толерантности прошла встреча «Слово пацана»: трудный возраст». В ней приняли участие Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», Илья Хломов, подростковый психолог, и Анна Макарчук, директор Центра толерантности. Запись встречи можно посмотреть по ссылке.
Книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» основана на реальных событиях. Ее автор, Роберт Гараев, в подростковые годы сам принадлежал к одной из группировок. По его словам, в то время «стоять за район» было естественно — даже если ты не хотел.
Постепенно молодежные банды стали появляться во многих городах бывшего СССР. Были такие группировки и в Москве: например, к началу 90-х в Люберцах появилась «люберецкая братва». Но расцвет подростковой преступности произошел именно в Казани.
Почему это происходит?
Как отмечает подростковый психолог Илья Хломов, задача ребенка такого возраста — найти себя и сформировать свою идентичность. Часто это происходит именно через группу: подростки, «отражаясь» в других людях, находят себя.
«Для нас группировка — это было не про “против кого-то”, а про “быть с”. Мы были про защиту: про защиту себя от других. Дрались за авторитет, решали, кто круче, кто сильнее и имеет право голоса. Экономический ресурс только потом появился — в 90-е, тогда подключилась организованная преступность. А в 80-е это был подростковый мир», — рассказывает Роберт Гараев.
Есть много причин, почему подростки выбирают именно опасные увлечения. Это может быть желание попробовать запретный плод, неумение выразить свои эмоции, попытка привлечь внимание родителей. Часто быть участником какого-то движения — это привилегия, ради которой можно преступить нормы.
Или подростком может двигать просто страх — как в случае Роберта.
«Поверьте, подросток понимает риски. Не так хорошо, как взрослый, но понимает — он же не в вакууме живет. И он знает, что так нельзя, что за это прилетит от взрослых. А значит, если он сделал выбор все равно присоединиться к этой группе, то его потребность настолько велика, что он готов идти на риск», — объясняет Анна Макарчук, директор Центра толерантности.
Могут ли сериалы и другой контент мотивировать вступить в группировку?
Когда сериал «Слово пацана» набрал популярность, многие начали требовать убрать его из онлайн-кинотеатров. Например, родительский комитет Советского района Казани попросил министерство просвещения запретить картину. В сети отмечали, что сериал может стать «пособием к руководству».
«Возможно, в сериале романтизации больше, чем в книге, — ведь героя надо полюбить, понять его мотивы, правила жизни. Но сериал хорошо показал, чем это может закончиться. Я слышал мнение, что любой рассказ о криминале — хоть осуждение, хоть просто информирование — это уже возможная романтизация. Как мы, авторы, можем не любить своих героев?» — рассуждает Роберт Гараев.
Фото: Pim Myten / Unsplash
Эксперты считают, что упоминание криминала и насилия в медиа не может стать спусковым крючком для зрителя. Решение присоединиться к плохой компании — многоступенчатый процесс, в котором играют роль многие факторы.
Сейчас у каждого подростка есть выход в бесконечный поток информации. То, что молодежь узнает про криминал, — естественный процесс.
«Ключевое в этом уравнении — как воспринятая информация переваривается в голове, как она обсуждается в сообществе, к чему после этого обсуждения приходят дети», — уверен психолог Илья Хломов.
Реально ли объяснить подростку, что такое «хорошо» и «плохо»?
Ответственность за то, увидит подросток в героях сериала пример для подражания или просто образы из прошлого, лежит на взрослых. На родителях, учителях, специалистах по работе с молодежью. Они должны понимать, в чем нуждается ребенок, и предлагать ему альтернативы.
Первая причина, по которой подросток может присоединиться к группировке, — непонимание собственного «я», из-за которого возникает чувство одиночества. В этом случае родители должны помочь ребенку осознать, что ему интересно, чем он хочет заниматься, какие у него таланты.
«Это могут быть разговоры, тесты профориентации, даже банальное внимание к деталям. Нарисовал ребенок что-то в конце тетради — так обсудите это с ним. Узнайте, нравится ли ему рисовать, когда и почему он нарисовал эту картинку. Мы, люди, познаем себя в диалоге. Будьте тем человеком, при общении с которым ваш ребенок поймет, кто он: художник или, может, арт-критик?» — рассуждает Анна Макарчук.
При этом важно в таком разговоре оставить место для свободы выбора и рефлексии. Задача родителя — не насадить свой выбор, а помочь ребенку увидеть свой путь.
Другая причина интереса к плохой компании — нехватка внимания и общения. Это тревожный звоночек: возможно, у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, раз он чувствует себя одиноким. Родители могут предложить ребенку съездить в лагерь или записаться на внеклассные занятия — это позволит расширить круг общения.
«Главное: какая бы проблема ни была, каждое ваше предложение должно быть не в вакууме, а отвечать на запрос и актуальные потребности ребенка. Не просто ”иди в художественную школу, раз тебе скучно”», — добавляет директор Центра толерантности.
Как найти верные слова?
При этом любой разговор должен быть органичен. Например, чтобы поднять в разговоре с подростком тему криминала и насилия, Анна Макарчук советует вместе посмотреть сериал и обсудить его.
«Потому что сложные, многосоставные, скучные истории просто не успеют ”оттормозить” подростка. Разговор должен быть простым и честным: подростки тонко чувствуют фальшь и критично относятся к тому, что взрослые им транслируют», — говорит директор Центра толерантности.
Самый подходящий вариант — говорить, когда есть интерес со стороны подростка. Например, ребенок сам что-то спрашивает. Или хочет после просмотра больше узнать о том времени, которое застали его родители.
Есть ли риск, что «казанский феномен» повторится?
После выхода сериала «Слово пацана» интерес к 80-м вырос. Например, песня Юрия Шатунова «Седая ночь», которая звучит в сериале, стала популярна в TikTok: в декабре 2023 года видео с хештегом #седаяночь набрали больше 560 млн просмотров.
Однако автор книги считает, что это просто интерес: «казанский феномен» остался в прошлом.
«Лицо нынешнего уличного преступника меняется. Уличная преступность невозможна — камеры сразу же пресекают подобные ситуации. Важно и другое: у подростков очень много возможностей себя выразить, проявить. Блогерство, музыка, искусство. Выбирай что хочешь. Ты не обязан общаться с теми, кто живет с тобой в соседнем доме», — говорит Роберт Гараев.
Эксперты отмечают: современная молодежь готова строить диалог вместо того, чтобы просто подраться, — это то, что отличает 20-е от 80-х. Даже реакция на выход сериала другая: подростки не вышли массово на улицу, а начали снимать ролики, делать креативный контент и изучать эпоху, показанную в сериале.
Фото: Aleksandr Popov / Unsplash
При этом группировки и движения никуда не исчезнут. Подростки и дальше будут объединяться. Главное при этом — понимать, действительно ли это так страшно, как кажется со стороны.
«Прежде чем запрещать, давайте сначала разберемся, действительно ли это так опасно. То, что происходило в 90-х практически по всей стране, — это было страшно. Но мне кажется, что в наше время мы часто дуем на воду. Поэтому если мы узнали, что подросток заинтересовался какой-то субкультурой, то давайте поговорим и разберемся, прежде чем шашкой махать. Это же по-взрослому», — отмечает Анна Макарчук.