Новости
Новости
26.04.2024
25.04.2024
24.04.2024
18+
Статьи

«Это очень значимо для профессии тьютора»: эксперт — о поправках в закон «Об образовании»

Поправки затрагивают сразу несколько направлений. Одно из самых ярких нововведений — решение ввести и закрепить тьюторское сопровождение в учебных заведениях. АСИ спросило мнение профильной НКО.

Фото: Annie Spratt / Unsplash

Дума приняла в I чтении законопроект, содержащий изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Документ предлагает обязать на федеральном уровне образовательные организации создавать специальные условия для «обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В документе прописан целый список нововведений, которые позволят сделать инклюзивное образование доступнее.

Например, в законопроекте предлагают расширить категорию учеников, которые нуждаются в специальных условиях в школе. Сейчас в законе прописана организация учебы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается, что к этой категории добавят учеников с инвалидностью.

Также в проекте хотят закрепить норму, по которой педагоги учитывали бы особенности психофизического развития школьников и состояние их здоровья при выборе методов обучения и воспитания. От термина «умственно отсталый» по отношению к ученикам предлагают отказаться. Его поменяют на выражение «нарушение интеллекта».

Важное нововведение в проекте — введение тьюторского сопровождения в учебных заведениях. Ранее сопровождение таких специалистов в перечне специальных условий в законе «Об образовании» прописано не было. Эту инициативу АСИ прокомментировали эксперты АНО «Тьютор в инклюзии».

Как обстоит ситуация с тьюторским сопровождением сейчас?

Сейчас, если семья ребенка хочет воспользоваться услугами тьютора, у нее есть два алгоритма действий.

Первый — ребенок должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Если комиссия определит, что у ребенка есть ограниченные возможности здоровья, семье выдадут соответствующее заключение. Этот документ нужно принести в школу вместе с заявлением о предоставлении специальных условий обучения.

Если в перечне специальных условий есть запрос на тьюторское сопровождение, то оно должно быть организовано силами образовательной организации.

Второй вариант — если ребенок не проходил ПМПК или его родители не предоставили заключение комиссии школе. В этом случае (если педагоги понимают, что ребенку нужно специальное сопровождение) собирается внутришкольный консилиум. Он решает, нужен ли ребенку тьютор.

Фото: Thought Catalog / Unsplash

«Образовательная организация по ряду причин не всегда может предоставить тьютора. Но там может быть открыта ставка тьютора, и тогда родители могут присоединиться к участию в поиске специалиста», — комментируют в АНО «Тьютор в инклюзии».

При этом тьютор — это не всегда специалист, работающий индивидуально. На школьных уроках он может сопровождать одновременно до шести учеников. Если нужна индивидуальная поддержка, можно сделать запрос, по которому предоставят специалиста для работы только с одним ребенком.

Легко ли найти тьютора для ребенка?

«Поиск тьютора — это не так просто, специалистов именно квалификации “тьютор” у нас очень мало, потому что на уровне высшего образования тьюторское сопровождение — это зачастую модуль, часть более широкой специальности вроде “педагог-психолог”», — объясняют эксперты.

При этом далеко не все педагоги-психологи идут работать тьюторами. К тому же в профстандарте есть требования к знаниям о прикладном анализе поведения, которыми должен владеть тьютор.

«Обучение прикладному анализу поведения — это дополнительное образование, которое требует временных и материальных затрат», — говорят в АНО «Тьютор в инклюзии».

Решит ли законопроект трудности в поисках тьюторов?

В организации уверены: поправки в закон «Об образовании» положительно скажутся на работе тьюторов в России. Хотя и не решат всех трудностей.

«Это очень значимо для профессии тьютора, которая все еще переживает этап становления. Это очень важно для закрепления профессиональных прав, задач и обязанностей специалиста, которые уже отражены в профстандарте, на таком масштабном и одновременно прикладном уровне», — объясняют в организации.

При этом при реализации этих поправок важно помнить о многих дополнительных аспектах. Например, о качественном обучении тьюторов. Так, тьютору необходимо высшее педагогическое образование. Но кроме того, у такого специалиста должна быть подготовка в области тьюторского сопровождения и прикладного анализа поведения, знания в области коррекционной и специальной педагогики, психологии и инклюзивного образования.

«В тех образовательных организациях, где пока еще не освоены технологии инклюзивного образования, нужно вести активную просветительскую деятельность совместно с администрацией и педагогами. А также важно поэтапное включение детей с особенностями развития в образовательный процесс», — комментируют в АНО «Тьютор в инклюзии».

Фото: Johnny McClung / Unsplash

Также важно информировать педагогов о теме инклюзии и повышать зарплаты профильным специалистам. Только так получится сделать образование по-настоящему инклюзивным, добавляют в организации.

Чем занимается АНО «Тьютор в инклюзии»?

АНО «Тьютор в инклюзии» — молодая организация, которая официально начала свою работу только в январе этого года, но фактически развивает направление поддержки тьюторов с 2023 года. Организация занимается информированием, просвещением и поддержкой тьюторов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

Специалисты организации работают над формированием и развитием тьюторского сообщества в России, популяризацией профессии тьютора в инклюзии и привлечением к ней молодых кадров.

Для этого уже два года работает телеграм-канал «Тьютор в инклюзии». Недавно организация начала проект «Реестр тьюторов в инклюзии» и постепенно пополняет его анкетами проверенных специалистов.

«Среди задач и целей нашей НКО есть такая: ”Тьютор должен стать привычной и безусловно важной педагогической единицей в образовательном процессе. Без него ни одна образовательная организация не должна работать, как не будет работать без учителя математики и русского языка”. Но для того чтобы это случилось, должно было быть законодательное закрепление профессии не только в профстандарте, но и в образовательной системе в целом.

Введение поправок о тьюторском сопровождении в статью 79 ”Закона об образовании” делает возможным становление позиции тьютора в качестве безусловной единицы в штатном расписании любой образовательной организации», — заключают в организации.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике