Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

Медиаволонтеры в НКО: кто они и как с ними работать?

Какие задачи решают медиаволонтеры, что мотивирует и демотивирует их помогать НКО и где найти такого специалиста? На эти и другие вопросы отвечали на новой встрече медиаклуба «АСИ-Благосфера».

Фото: Kelly Sikkema / Unsplash

Медиаволонтеры — это люди, которые создают и продвигают контент НКО, рассказывают о гражданских инициативах и решают другие задачи в медиапространстве. Это фотографы, дизайнеры, райтеры, SMM-менеджеры и другие специалисты, готовые помочь на безвозмездной основе.

Чтобы организациям было проще найти таких специалистов, в России создано несколько платформ, объединяющих медиаволонтеров. Среди них — ProCharity и «Глагол».  

Как работает ProCharity?

Платформа интеллектуального волонтерства ProCharity начала свою работу в 2017 году. Ее создали фонд «Друзья» и Mastercard. Сайт позволяет НКО найти профильных специалистов, которые могут решать необычные задачи, а волонтерам — приносить пользу своими знаниями и пополнить собственное портфолио.

8,7
тыс. заданий от НКО выполнили волонтеры за время работы платформы ProCharity

Сейчас на платформе зарегистрировано более 600 НКО. Прежде чем организация сможет оставлять задания и работать с волонтерами, у нее проверяют уставные документы, свидетельство о регистрации и отчеты. 

ProCharity объединяет 2,2 тысячи интеллектуальных волонтеров со всего мира: от Буэнос-Айреса до Чонджу. Они занимаются дизайном и версткой, маркетингом и коммуникациями, фандрайзингом и работают в других направлениях. 

Как устроена работа с медиаволонтерами на платформе?

Чтобы оставить задание для волонтера, НКО должна зарегистрироваться на сайте, выбрать категорию, в которой нужна помощь, заполнить шаблон задания (или написать запрос самим с нуля) и опубликовать. Можно посмотреть архив уже выполненных заданий — это позволит понять, с какими запросами обращаются другие НКО и какие задачи решают волонтеры.

Можно добавить в заявку примеры работ, которые нравятся, — это позволит лучше понять, какой нужен результат. А еще волонтеры могут оставлять комментарии или вопросы к заявке, если нужно уточнить сроки, детали и другие важные моменты.

В заявке стоит как можно подробнее описать задачи, ожидания от волонтера-исполнителя, возможные бонусы после решения задачи (благодарственные письма и т. п.), дополнительные материалы и контакты представителей НКО. Если на задачу будет более одного отклика, организация сможет сама выбрать исполнителя. Можно посмотреть аккаунт каждого волонтера и увидеть его портфолио.

Фото: Andrey Matveev / Unsplash

«После выполнения задания каждому волонтеру начисляются бонусные баллы. Их можно обменять на подарки от наших партнеров. Это могут быть книги, промокоды на обучающие курсы и другое. Это не плата за проделанную работу — скорее спасибо со стороны платформы и наших партнеров», — рассказывает Зульфия Миннетдинова, руководитель платформы ProCharity.

Чем сложнее задание, тем больше бонусных баллов получит волонтер.

Как работает центр «Глагол»?

Центр медиаволонтерства «Глагол» — локальная инициатива. Он работает в Томске, основной костяк медиаволонтеров — местные студенты.  

«У меня был собственный запрос на создание такого центра для интеллектуальных волонтеров. Я сама — волонтер. В какой-то момент стало ясно: есть разница между волонтерством, которое хочется делать, и тем, о котором говорят НКО», — поясняет Евгения Нестеренко, создатель Центра медиаволонтерства «Глагол». 

Евгения вместе с другими волонтерами решила открыть центр, который будет развивать медиаволонтерство в городе. Центр оказывает адресную поддержку по информационному сопровождению не только НКО: обратиться за помощью могут и соцпредприниматели, и общественные активисты. Волонтеры занимаются дизайном, пишут тексты, снимают фото и видео, а также иногда помогают на мероприятиях в Томске.

Волонтерами центра могут стать студенты любых специальностей. Для них это возможность получить опыт, пополнить портфолио и познакомиться с потенциальными работодателями.

В чем особенность работы небольшой платформы с медиаволонтерами?

«Глагол» — локальный центр, поэтому волонтеров в нем немного. С одной стороны, это даже плюс: активисты центра могут организовать сопровождение для каждого добровольца и помочь освоить необходимые навыки. 

Координаторы центра получают запросы на медиаподдержку от НКО и граждан, формируют на их основе технические задания и передают их волонтерам. Готовые проекты координатор представляет заказчику и получает обратную связь.

«Когда мы говорим про медиаволонтера, то надо подчеркнуть: это специально подготовленный человек. Медиаволонтером не может быть человек, который на старте совсем ничего не умеет. Но все равно таких специалистов важно дополнительно обучать и поддерживать», — продолжает Евгения Нестеренко.

С сентября по декабрь 2023 года центр обучил 56 студентов разных специальностей. Они делали логотипы, снимали фото, готовили оформление для соцсетей — всего за несколько месяцев удалось решить более 20 задач для общественных организаций, фондов и соцпредпринимателей Томска и Томской области.

Фото: John Schnobrich / Unsplash

В «Глаголе» считают, что для успешной работы медиаволонтера важны четыре фактора:

  • прокачанные soft skills;
  • освоенные медианавыки;
  • понимание социальной проблемы, с которой работает НКО, обратившаяся за помощью;
  • выстроенная система взаимодействия между волонтером и организацией (от этапа получения задачи до момента получения обратной связи после подготовки проекта).

«Нам важен взаимный интерес. Мы не берем в реализацию проекты, которые нашим волонтерам не интересны», — подчеркивает Нестеренко.

Как мотивировать медиаволонтеров работать с НКО?

«Нужно помнить, что волонтерство, как и любая деятельность pro bono, никогда не бывает из-под палки. Это всегда по велению души», — говорит Зульфия Миннетдинова.

По опыту ProCharity, поддерживать мотивацию волонтеров позволяет корректная и честная обратная связь после реализации проекта, а также бонусы от НКО: мерч, письма благодарности, открытки и т. д.

Для многих волонтеров ценно, когда после публикации материалов их упоминают как авторов контента. Если есть возможность, лучше лично рассказать волонтеру, что изменилось в работе организации или каких успехов удалось достичь благодаря проекту, в котором он участвовал.

В случае с такими локальными платформами, как «Глагол», хорошо работает личное взаимодействие. Волонтеров приглашают на встречи и организуют для них экскурсии в НКО, с которыми можно работать. Мотивирует возможность карьерного роста: если НКО в будущем потенциально готова взять волонтера в штат, можно это проговорить.

«Взаимодействие с некоммерческим сектором позволяет решать необычные задачи. И это драйвит — интересно работать со сложным вызовом в условиях ограниченных ресурсов. Это профессиональный вызов, который некоторых цепляет», — говорит создатель центра «Глагол».

Демотивирует волонтеров отсутствие обратной связи, некорректная критика, неуважение со стороны организации к потраченному времени волонтера на решение задачи. 

Как НКО выстроить общение с медиаволонтером?

Но это не значит, что НКО нужно стесняться говорить волонтеру, что что-то не так. Главное — давать обратную связь в процессе работы, чтобы волонтер мог поправить работу до финальной стадии, когда внести правки будет сложнее.

«Тут еще сложность, что у нас, как у локального центра, небольшое количество волонтеров. И это студенты, а они заняты во время сессий. Поэтому важно, чтобы НКО приходили и говорили о своих задачах заранее, чтобы у всех было время подготовиться. Отчет, например, нужно сдавать каждый год — и лучше вспоминать и приходить с этим запросом к волонтеру не в последний день», — отмечает Евгения Нестеренко.

Фото: ThisisEngineering RAEng / Unsplash

Сезонную активность НКО отмечает и руководитель платформы ProCharity. Например, в январе на платформе всегда меньше заказов, а под Новый год и в период написания грантовых заявок идет рост запросов.

Зульфия Миннетдинова отмечает: чтобы медиаволонтер стал другом НКО, важна оперативная коммуникация, четко прописанное техзадание, честная и корректная обратная связь, бонусы и отзывы о совместной работе.

«И, конечно, в профессиональных моментах волонтеру лучше доверять. Исполнитель знает, что розовый цвет не сочетается в дизайне с красным. Или что не стоит использовать много эмодзи в постах», — отмечает Евгения Нестеренко.

Чем четче прописано задание для волонтера, тем меньше вопросов возникнет в работе. Недостаточно написать: «Хотим красивый сайт». Нужно объяснить, зачем он организации, что на нем будет публиковаться и для какой аудитории. Можно собрать референсы — они позволят волонтеру лучше понять, на что ориентироваться в работе.

«И главное: любые волонтеры “отваливаются“. Это данность. Рано или поздно потребность помогать пропадает. Поэтому нужно сразу смотреть на волонтера как на человека, который уйдет. Это не значит, что с ним не нужно работать. Просто к этому нужно готовиться», — заключает создатель Центра медиаволонтерства «Глагол». 

Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике