Новости
Новости
12.04.2024
11.04.2024
10.04.2024
18+
Статьи

Авторское право, иноагенты, организации-экстремисты, СВО: как работать в медиа в 2024 году 

Как избежать юридических рисков и паники в секторе, соблюсти все формальности и не налететь на большой штраф — читайте в материале АСИ.

Фото:Brett Jordan / Unsplash

Сегодня контент создают все — не только СМИ, но и активисты, НКО, блогеры, и крайне важно понимать, какие юридические риски существуют для каждого участника информационной коммуникации. Об этом на медиаклубе «АСИ — Благосфера» рассказала медиаюрист и эксперт в области информационного права Светлана Кузеванова.

Авторское право

Главный камень преткновения, о который постоянно спотыкаются в медиа, — это авторское право. Правила использования чужого контента универсальны и имеют ряд ограничений. 

Рассмотрим разные виды контента

Так, пользовательский контент (например, картинки из интернета) нельзя свободно использовать в работе, а контент информагентств (кроме новостей в некоторых случаях) — это объекты авторского права, и публиковать его в своих ресурсах нельзя. Более того, недостаточно просто указать ссылку, откуда была взята та или иная статья. Необходимо получить письменное разрешение на использование. 

Еще одно популярное заблуждение, связанное с контентом от фотографов: «Я попросил знакомого фотографа поработать на мероприятии, а значит, могу использовать сделанные фотографии так, как посчитаю нужным». На самом деле факт передачи фотографий не означает передачу прав на эти фотографии. Использовать их можно будет только тогда, когда их нынешний правообладатель разрешит это сделать. Этим разрешением может стать договор, письменное соглашение и даже переписка в соцсети. 

Фотобанки — безопасный источник получения авторского контента, но очень важно читать условия каждого из них. В лицензиях фотобанков бывают очень разные правила. Например, одни допускают исключительно некоммерческое использование фотографий, а коммерческое или рекламное — нет, а другие разрешают использовать фотографии только с указанием имени автора. Если коротко: не забывайте читать оферту. 

Светлана Кузеванова. Фото: Вадим Кантор / АСИ

Мифы об авторском праве 

Вокруг авторских прав существует огромное количество мифов. Светлана Кузеванова привела три самых главных из них и объяснила, почему это заблуждение. 

  1. «Далеко не все фотографии и видео являются объектом авторского права. Обладают им только те, на которые зарегистрированы права, носят художественный характер, имеют какую-то ценность, сняты на профессиональную камеру».

Опровержение: объектами авторского права считаются любые продукты творческого труда вне зависимости от того, являются они новыми, уникальными или оригинальными. Если фотография (даже не имеющая, на ваш взгляд, никакой ценности) сделана на телефон, которому недавно исполнилось 20 лет, это все равно объект авторского права. 

Кроме этого, авторские права не требуют какой-либо заведомой регистрации. Если вы делаете фотографию на свой телефон, она уже является объектом авторского права и полностью принадлежит вам. Любое незаконное использование вашего изображения считается нарушением авторского права. 

  1. «В интернете можно брать все что угодно свободно. Особенно если нет копирайта».

Опровержение: «Эта фотка просто “валялась” в Google, и я решил ее взять» — это не аргумент. Любой контент кому-то принадлежит. И этот «кто-то» рано или поздно может заявить о своих правах. 

  1. «Ссылки на страницу, откуда был взят авторский контент, достаточно».

Опровержение: Недостаточно. Корректно в данном случае было бы получить письменное разрешение на публикацию того или иного авторского контента в своих медиаресурсах. Светлана отмечает, что на практике суд довольно лоялен: обычно достаточно показать переписку, где одна сторона спрашивает об использовании того или иного материала, а другая разрешает. Главное, чтобы в переписке было понятно, о каком именно контенте идет речь. 

Однако нельзя забывать, что организация, у которой вы запрашиваете фотографию, может не иметь на нее прав. Тогда вы окажетесь в цепочке распространения чужого контента и станете нарушителем авторских прав. 

Важно: в России ответственность за нарушение авторских прав несет каждый, кто использовал тот или иной контент. Если сразу несколько СМИ использовали чью-то картинку — отвечать будут в равной степени все вне зависимости от того, кто скопировал картинку из первоисточника, а кто — из СМИ.

Выход из этой ситуации — попросить отправить документ, доказывающий, что организация, которая передает вам картинку, действительно ее правообладатель. 

Случаи свободного использования 

  1. Цитирование в информационных, учебных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;
  2. Перепечатка произведений по текущим экономическим, социальным, политическим и религиозным вопросам;
  3. Использование произведений изобразительного искусства или фотографических произведений, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения: музеях, магазинах, парках, выставках и так далее.

Главное условие: обязательно нужно указывать имя автора произведения и источник заимствования. А в случае перепечатки важно, чтобы ее не запрещал правообладатель.

Фото: Markus Winkler / Unsplash

Режим служебного произведения

Кузеванова также заострила внимание на должностных обязанностях сотрудников, которые работают в медиа. 

Так, контент, который делает штатный автор, принадлежит организации — при  условии, если по трудовому договору в его должностные обязанности входит создание этого контента. 

Пример: если по трудовому договору ваш сотрудник — журналист, то права на все его тексты принадлежат СМИ. Но если помимо текстов он еще и фотографирует, то по закону права на фотографии СМИ не получает, поскольку они не прописаны в его должностных обязанностях. 

Международное движение ЛГБТ* запрещено. Что это означает для медиа? 

*Международное общественное движение ЛГБТ признано экстремистским Верховным судом РФ 30 ноября 2023 года. Запрещено в России.

Когда речь заходит об экстремистских организациях, правила распространения информации о них будут для всех одинаковы, вне зависимости от того, кто вы — СМИ, НКО или просто физическое лицо. 

«Есть очень серьезные ограничения по части того, как распространять информацию о ЛГБТ — как с точки зрения закона о пропаганде нетрадиционных отношений, так и с точки зрения закона об упоминании и участии в деятельности экстремистских организаций», — объяснила медиаюрист. 

Основные правила: 

  • Не запрещено упоминать и рассказывать о деятельности экстремистской организации, но нельзя оправдывать ее каким-либо образом;
  • Если вы все же упоминаете экстремистскую организацию, рядом обязательно должна быть пометка в свободной форме о том, что она экстремистская; 
  • Все старые упоминания (до признания экстремистской организацией) также должны быть промаркированы пометкой, а лучше — удалены;
  • Пометка должна стоять, даже если вы простой пользователь интернета;
  • Запрещено распространять символику экстремистских организаций (в данном случае — шестиполосный флаг в цветах радуги, розовый или черный треугольник, лямбда и гендерные знаки);
  • Запрещено распространять материалы, признанные экстремистскими. Для этого существует специальный реестр, в который попадают те материалы, которые признаны судом экстремистскими;
  • Запрещено финансировать их и призывать других людей к тому же.

Все перечисленные правила работают точно так же и в отношении террористических организаций. В случае с нежелательными организациями также запрещено финансировать их и участвовать в их деятельности, но пометка при этом не нужна.

Важно: эти правила не касаются людей, признанных экстремистами или террористами. Они состоят в другом перечне — Росфинмониторинга.

А что с феминитивами? 

В январе бурно обсуждалось внутреннее решение Верховного суда начать относить феминитивы к движению ЛГБТ. 

Формулировка звучала так: «Участников движения объединяет наличие определенных нравов, обычаев и традиций (например, гей-парады), схожий образ жизни (в частности, особенности выбора половых партнеров), общие интересы и потребности, специфический язык (использование потенциальных слов-феминитивов, таких как руководительница, директорка, авторка, психологиня)». 

Кузеванова отмечает, что некоторые редакции на всякий случай уже ввели правило среди своих сотрудников не использовать феминитивы. Однако самой Кузевановой кажется, что это излишне, поскольку «феминитивы существовали всегда, даже в Советском Союзе, и на сегодняшний день они никем не запрещены». 

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Иноагенты

Медиаюрист отметила, что стоит разделять нежелательные, экстремистские, террористические организации с иноагентами. 

В случае с ними СМИ в новых материалах сайта и соцсетей должны ставить пометку в свободной форме о статусе иноагента, но в старых — нет. Кузеванова объясняет, что практики, когда с медиа взыскивали штраф за отсутствие маркировок об иноагентах в старых материалах (до того как эти люди/организации стали иноагентами), до сих пор не было. 

Пометки об иноагентах обязаны указывать только зарегистрированные средства массовой информации.

СВО

Несколько вопросов, которые на медиаклубе были заданы Светлане Кузевановой в контексте конфликта России и Украины:

— Можно ли упоминать имена/позывные участников или ветеранов СВО? 

Ответ: да, можно, это не государственная тайна.

— Можно ли писать, что мы собираем гуманитарную помощь для российских бойцов? Могут ли это расценить как подрыв имиджа российской армии? 

Ответ: нет, не могут. Если вы не дискредитируете и не критикуете российскую армию, проблем с законом не будет. 

Встреча медиаклуба «АСИ-Благосфера» проводится в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, коммьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Медиацентр «АСИ-Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике