Сектор благотворительности и НКО традиционно считается женской сферой. Об этом говорят и цифры: согласно исследованию ВЦИОМ за 2022 год, 67% руководителей НКО — женщины.
«Конечно, перекос есть. Например, я знаю благотворительную байкерскую инициативу. Кажется, что это будут мужики в костюмах, но на самом деле там половина девушек на мотоциклах. И на мероприятиях я вижу всегда больше женщин», — говорит журналистка Евгения Корытина, создательница телеграм-канала #причини_добро.
Почему женщины идут в сектор?
Рената Трубачева, директор Центра современной практической психологии «Форсайт», отмечает: некоторые женщины приходят работать в сектор, потому что столкнулись со сложностями в своей личной жизни. Например, рождение ребенка с инвалидностью, развитие деменции у пожилых родственников, домашнее насилие.
«Не случайно такие люди приходят в благотворительность. В итоге они решают не только свои проблемы, но и общества. Многие же слышали фразу: “Чужих детей не бывает”», — говорит Трубачева.
Согласно исследованиям, различия в профессиональных ориентациях мужчин и женщин начинают проявляться еще на этапе обучения. Особенностью профессиональной мотивации девушек-студенток стала ориентация на процесс, а также стремление к власти.
Эксперты считают, что формулировка «стремление к власти» — спорная, когда речь идет о сотрудниках третьего сектора. Скорее речь о попытках ощутить контроль над ситуацией, как в личной жизни, так и в рабочей сфере.
Бывают случаи, когда женщины приходят в сектор, даже если изначально не планировали этого: они просто начинают решать конкретную проблему, вокруг них собирается сообщество единомышленников, и постепенно встает вопрос о создании профильной организации.
Почему тогда в секторе мало мужчин?
Причин здесь несколько. Одна из них кроется в воспитании. Директор центра «Дом друзей» Лана Журкина считает: с детства девочек учат нести ответственность, потому что в будущем им воспитывать детей. Поэтому и в благотворительности работать им легче — они с детства учатся помогать и поддерживать других.
Мальчиков же часто воспитывают как добытчиков: их учат, что они должны приносить в семью деньги. В некоммерческом секторе зарплаты часто ниже, чем в среднем по рынку, поэтому многие мужчины отдают приоритет бизнесу и работе в государственных органах.
Бывает, что мужчины в благотворительности сталкиваются со стигматизацией, потому что общество не считает это мужской работой.
«Люди не готовы делать выбор поперек сложившейся тенденции. Мне кажется, что мало мужчин идут в некоммерческий сектор, потому что здесь уже много женщин. Тяжело выбрать то, что считается женской работой», — говорит Евгения Корытина.
Фото: Kenneth Sørensen / Unsplash
С другой стороны, до сих пор благотворительность многими не рассматривается как настоящая работа.
«Отношение к благотворительности у многих несерьезное: “Вот девочка пошла ногти делать, потом гулять, потом решила заняться благотворительностью”. То есть для многих это просто как очередная блажь жены. Типа придумала быть феечкой и делать добро», — продолжает Лана Журкина.
Как «женское лицо» влияет на восприятие сектора?
Профессионально развиваться в некоммерческом секторе женщине проще, чем в бизнесе и госструктурах, продолжают эксперты.
При приеме на работу женщина сталкивается со множеством вопросов. А что будет, если она решит уйти в декрет? Сможет ли оставить ребенка с бабушкой, если он заболеет? Не будет ли ее домашний быт сказываться на работе?
Есть и много стереотипов. Например, что женщинам хуже даются точные науки. Или что они не могут принимать взвешенные решения, поскольку ими руководят эмоции.
В некоммерческом секторе стигматизации меньше. В том числе из-за того, что на руководящих должностях часто находятся женщины.
Но если внутри сектора есть понимание и уважение, то со стороны многие относятся свысока.
«Отношение к НКО — как к “младшей сестре”. Мы еще далеки от момента, когда нас станут считать равноправными игроками в разных сферах», — подчеркивает директор центра «Дом друзей».
С какими проблемами сталкиваются коллективы НКО?
Хотя стереотипов о женщинах в третьем секторе меньше, чем в бизнесе, это не значит, что проблем нет. Как отмечает директор Центра современной практической психологии «Форсайт», около 90% их НКО-благополучателей — организации, полностью (или почти полностью) состоящие из женщин. И есть проблемы, которые прослеживаются у таких коллективов чаще всего.
«Есть стремление принимать решения, договариваясь со всем коллективом. Иногда это достигает таких масштабов, что парализует работу организации. Когда руководитель пытается собрать всю команду и прийти к единогласному решению — это очень трудно. Есть решения, которые должен принимать руководитель. Мы не можем возложить эту ответственность на команду», — отмечает Рената Трубачева.
Фото: Christin Hume / Unsplash
Вторая распространенная проблема — желание поддержать сотрудников, которое порой вредит самой организации. Руководство с пониманием относится к личным проблемам сотрудника, но тот может сесть на шею. В итоге коллектив выполняет чужую работу и тратит свои силы.
«Я в таких ситуациях всегда говорю: такие вещи нужно прерывать. У нас есть благополучатели, и в их адрес мы осуществляем помощь. Но сотрудники должны работать. Можно и нужно идти навстречу, но, если человек все хуже работает, нужно задуматься», — продолжает Рената.
Третья сложность — из-за горизонтальных связей сотрудники могут активно критиковать руководителя. Даже если в обязанности сотрудника не входит принятие решений, он может раскритиковать начальство, что с ним не посоветовались.
«Просто не всем удается соблюдать баланс между дружбой и работой. Это навык, который кому-то доступен, а кому-то нет. И это сложно вне зависимости от того, мужской это коллектив, смешанный или женский. Но действительно, руководительницы НКО стараются сделать для всех комфортные условия труда. Найти этот баланс тяжело», — отмечает Лана Журкина.
Почему все же стоит идти работать в некоммерческий сектор?
У работы в НКО есть много плюсов: комфортный и безопасный коллектив, возможность реализовать собственный проект, найти единомышленников, обменяться опытом и знаниями. В целом этот сектор более открытый, чем бизнес или госструктуры, считают эксперты.
Многие в такой работе ценят возможность делать то, что нравится, и приносить пользу людям. НКО — место, где за это можно еще и получать деньги.
«Мы обсуждаем гендерный разрез сегодня, но важно, чтобы к нам шли и мужчины, и женщины. В НКО можно расти горизонтально и вертикально, тут можно нарастить компетенции, есть свобода в принятии решений. Тебя услышат, не всегда поддержат, но ты сможешь реализовать свои идеи. Поэтому не бойтесь приходить работать в НКО», — заключает Лана Журкина.
Материал подготовлен по итогам паблик-тока «Гендерный дисбаланс — не (?) проблема некоммерческого сектора», который организовало Агентство социальной информации в преддверии Международного женского дня. Эта встреча — продолжение разговоров о смыслах работы в НКО по проекту «НКО-профи» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.