Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Статьи

«Это не сложные, а самые обычные дети»: как воронежский священник ищет подход к подросткам

В Воронеже появилось место, которое подростки стали называть «норой» и «территорией свободы». Здесь они могут побыть в одиночестве или обсудить волнующие их вопросы, иногда самые откровенные.

Участники проекта «Подростки города 36» и его руководитель Николай Лищенюк. Фото предоставлены организацией

Досуговое пространство для детей 14–16 лет, «Подростки города 36» (ПГ 36), построила местная религиозная организация — православный приход Тихвино-Онуфриевского храма города Воронежа Воронежской епархии РПЦ. Центр хоть и занимает подвальное помещение храма, но с православным просвещением никак не связан. Здесь подросткам стремятся оказать психологическую поддержку, помогают им развиваться культурно и личностно.

«Это отдельное пространство для подростков, куда не могут войти взрослые, кроме меня. Это только их “нора”, где они могут спрятаться или раскрыться, поговорить друг с другом», — пояснил АСИ руководитель проекта протоиерей Николай Лищенюк.

Территория без цензуры

Центр площадью 100 кв. м находится под Тихвино-Онуфриевским храмом. В помещении убрали разрушенную русскую печку, привели в порядок стены, стараясь сохранить аутентичность старинного красного кирпича, добавили аскетичное освещение, дубовую и мягкую мебель, скульптуру, которую интересно разглядывать. Из развлечений — настольные игры, книги и PlayStation.

Ключ, который открывает пространство ПГ 36, спрятан в секретном месте. О нем знают все участники проекта, а потому могут попасть внутрь хоть днем, хоть ночью. В «норе» действуют правила, составленные самими подростками. Например, здесь соблюдают сухой закон. Территория доступна только для тех, кому 14–16 лет — не старше, не младше. Одно исключение — отец Николай, он здесь бывает как идейный лидер проекта и друг подростков.

По словам Николая Лищенюка, в любой ситуации он говорит с подростками на равных, без назидания или заискивания. Дети часто ругаются при нем матом или даже курят, а он запросто появляется перед ними без рясы. 

«Они — мои друзья, — признается священник. — При мне они не стесняются курить. Я им не позволяю, но и не запрещаю. Кто я такой для них, чтобы это делать? Но за курение я родителям их тоже не сдаю — друзья же так не поступают. Однако мы общаемся много на эту тему. Мне хочется, чтобы подростки сами осознали вред курения и приняли верное решение».

Фото предоставлено организацией

В сопровождении отца Николая или его помощников участники проекта ходят в походы и кино, убирают территорию у храма и ухаживают за деревьями. Рядом с «норой» разбит молодежный парк под названием «Не учеба» и сквер Добровольцев. В теплое время года там проходит множество активностей. Иногда, когда у детей появляется желание разобраться с определенной темой, в центре проводят групповые занятия, на которые приходит психолог. В пространстве оборудована видеостудия: здесь отец Николай записывает со своими подопечными интервью, которые потом размещают на странице проекта во «ВКонтакте». Цикл называется «О чем грят подростки». Во время выпуска собеседники откровенно обсуждают острые вопросы переходного возраста, проблемы школьного буллинга и отношения с родителями.

«Взрослые не знают, чем живут подростки»

По словам отца Николая, тема буллинга, причем не только школьного, но и родительского, — одна из главных в повестке подростков. Взрослые, как полагает священник, нечасто задумываются о чувствах своих детей, ошибочно полагая, что те выросли, а педагоги, пригрозив хулиганам двойкой за поведение, забывают о конфликтах учеников за дверями учебного учреждения.

«Не все педагоги и родители умеют общаться с подростками так, чтобы происходил воспитательный процесс. А потому любая проблема ученика — не то сказал, не ту эмоцию выразил, потолкался в коридоре — часто переводится на специалистов-психологов. Школьные конфликты и даже буллинг — это общеизвестная давняя и трудная проблема. Но в 99% случаев психолог бывает не нужен, можно решить ситуацию обычным разговором по душам», — считает Николай Лищенюк.

У любого конфликта, по его убеждению, есть причина, и, раскопав ее и откровенно обсудив с ребенком все его тревоги, можно избежать печальных последствий.

Фото предоставлено организацией

«Проект “Подростки города 36” в том числе поэтому и возник: взрослые не знают, чем живут подростки в свободное от школы время, какие у них интересы. А с ними уже с восьми лет нужно начинать говорить о сложных вещах жизни. Девочкам-подросткам надо объяснять, что такое месячный цикл, когда девочка становится девушкой и что они не умирают, потому что у них кровь идет, а просто становятся взрослее. Мы с подростками говорим и о сексуальной безопасности — тоже табуированная тема. Но лучше я им правильно объясню, чем они начитаются ужасов в интернете или им это за гаражами кто-то объяснит», — поясняет отец Николай.

Второе рождение проекта

Николай Лищенюк признается, что сейчас ПГ 36 переживает свое второе рождение. Впервые он был запущен три года назад — тогда отец Николай понял, что подростками 12–17 лет в регионе никто не занимается, так как с ними сложно найти общий язык. Тот эксперимент оказался неудачным.

«Только потом я узнал, что есть три группы подростков: 12–14 лет, 14–16 лет и 16–18 лет. Каждую из групп объединяют не только общие проблемы, но и общий культурный код — они смотрят одни и те же фильмы и фанатеют от одних и тех же звезд. А в первый раз мы старались сделать одно пространство для всех», — объяснил неудачу священник.

В 2022 году движение «Подростки города 36» возродилось, работать стали строго с аудиторией 14–16 лет. Летом 2023 года организация получила президентский грант, осенью появилось обустроенное пространство.

«Они самые обычные дети»

В перспективе команда Лищенюка намерена открыть арт-пространство для творческих занятий с подростками — имеющихся площадок уже не хватает. В «движении дружбы», как его называют сами участники, состоят уже 100 воронежских подростков.

«Это не сложные дети, это самые обычные дети, — говорит отец Николай. — Хотя порой родители приходят и сетуют: “Он мне такую истерику закатывает!” А здесь они сущие ангелочки. И все потому, что здесь его выслушали и нашли причину, почему так происходит».

По словам священника, любой подросток знает, что жизнь можно закончить суицидом. Если родители видят порезы на руках ребенка, то «нельзя включать караул и экшен» и запугивать его посещением психолога, надо разбираться, в чем суть проблемы.

«Дети режут руки, чтобы выплеснуть свою внутреннюю боль или агрессию. Так они показывают своим подружкам, мамам, папам и учителям, что у них что-то не так. Моя миссия в этом проекте в том, чтобы, когда подростку будет тяжело, рядом с ним оказался старший товарищ, который даст ему правильные ответы на его вопросы. Чтобы трудность, с которой он столкнулся, сделала его сильнее, а не привела к мыслям о суициде», — говорит Николай Лищенюк. Священник добавляет, что хочет, чтобы родители посмотрели выпуски «О чем грят подростки» и стали более чуткими к проблемам и интересам своих детей.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике