13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Смысл этого неофициального праздника в том, чтобы сказать спасибо тем, кто помогает, и вовлечь людей в благотворительные проекты.
АСИ благодарит за содействие в подготовке материала Детский хоспис «Дом с маяком».
Валерий Мясников: сильные должны быть добрыми
Боец смешанных единоборств Валерий Мясников после поединков устраивает в социальной сети аукцион и продает экипировку, а вырученные деньги передает на благотворительность.
«У меня были проблемы со здоровьем, трудный период и большой перерыв — и вот после двухлетнего простоя я вышел и выиграл в непростом бою, да еще и бой был признан лучшим за вечер. У меня слезы были на глазах — такая это была огромная радость. И появилось желание как-то ей поделиться», — вспоминает он.
Фото: freepik.com
Такие акции он устраивал уже несколько раз. Адресатов помощи боец обозначает лишь общими словами — дети и бездомные животные. При этом подписчики ему доверяют, активно торгуются и поднимают цену на экипировку, а также участвуют в сборе небольшими суммами. Получалось собрать и 60, и 100 тысяч.
Сам боец к выбору благополучателей подходит серьезно — советуется со знакомыми волонтерами и людьми, глубже включенными в тему. При этом говорит, что ему неважно, на какие именно нужды будут потрачены деньги: «Мне бабушка звонила одна, которой мы помогли, говорила, отчет пришлет за каждую копейку. А зачем мне, если я знаю, что она одна тянет приют для животных? Даже если она на себя что-то потратит, она же огромнейшую работу делает!»
Валерий также помогает Детскому хоспису «Дом с маяком»: несколько раз участвовал в благотворительных забегах в его пользу и передает часть средств от своих благотворительных аукционов. О хосписе узнал от жены — она психолог и бывала там как волонтер. Боец тоже побывал на экскурсии: «Я старался личных границ детей не нарушать, но увидел все изнутри. Для меня это было большим событием».
Посещая организации, которым помогает, понял: «Благотворительность — это не только материальные средства. Часто бывает очень нужна помощь руками или просто даже присутствие и общение».
А еще боец, получивший за свой тяжелый удар прозвище Русский Молот, признается:
«Я чувствую какую-то беспомощность оттого, что в мире столько нуждающихся и даже когда есть какие-то средства, этого мало. И думаю, что сильные люди должны быть добрыми людьми».
У Валерия Мясникова рядом с наградами за поединки висят медальки за участие в благотворительных забегах: «Напоминание, что ты немного помог. Я подумал, что моя экипировка кому-то тоже будет напоминать о добром деле и стимулировать сделать что-то еще». Раньше он старался не афишировать свое участие в благотворительности, не хотел показухи, но сейчас понял: когда рассказываешь — можешь привлечь других.
Ирина Малая: делиться, если можешь
«Все боли на свете не закроешь, нужно помогать хотя бы кому-то, кто оказался в зоне досягаемости», — говорит Ирина Малая, совладелица одной из московских стоматологических клиник. Вместе с мужем они практически с самого основания поддерживают «Дом с маяком», помогают фонду «Вера» и еще нескольким организациям. Для них решающим фактором при выборе адресатов была системность.
«Мне всегда были интересны благотворительные организации, целью которых было не спасти кого-то одного конкретного, а создать систему, которая будет функционировать длительное время и решать проблему чуть более фундаментально, чем разовая адресная помощь», — объясняет Ирина Малая.
В правильности такого подхода она убеждается, видя, как, например, «Дом с маяком» из одного учреждения превратился в систему из нескольких программ и как «зонтик» накрывает все больше нуждающихся.
Фото: Евгения Федорова / АСИ
Семья участвовала в благотворительных барахолках, общается с сотрудниками, в стоматологической клинике для персонала хосписа есть льготная программа: «Условий, чтобы принимать тяжелобольных детей, у нас нет, мы решили помочь хотя бы так». Но в целом старается не выходить за пределы финансовой поддержки, считая, что кто-то может оказывать помощь физическую, а они — помогать деньгами.
Жертвуют на уставные цели и полностью доверяют руководству фондов, которым помогают, принимать решения: «Наши попытки навязывать свои идеи или вычленять кого-то, исходя из личных установок, могут быть ошибочны — и помощь получит тот, кто мне симпатичнее, а не тот, кому нужнее. Этого бы не хотелось», — подчеркивает Ирина.
Для ее семьи благотворительность — это прежде всего социальная ответственность, возможность отдавать обществу, когда что-то имеешь.
«Для нас душевная вовлеченность менее важна, и я скорее отношу себя к тем людям, кому она бы мешала в случае с таким эмоционально сложным проектом, как хоспис, — признается Ирина. — А вот социальная ответственность — это как раз движущий фактор, который подстегивает и держит фокус на том, что нужно продолжать помогать».
На протяжении многих лет поддерживая разные фонды, Ирина Малая признается: «Чувствовать сопричастность было бы неправильно с моей стороны. Но находиться рядом — приятно». Она считает благотворительность личным делом каждого, активным вовлечением окружающих не занимается и говорит: «Какой бы ни была причина участия, главное, чтобы был результат. И путь в благотворительности у каждого свой — лишь бы он был».
Марина Орлова: делать самой и вдохновлять других
«Мы в первую очередь рестораны и ориентированы на то, чтобы гостям было вкусно и комфортно. Но в то же время мы можем заниматься благотворительностью. У нас сильная команда, и мы можем придумать, как решить задачу и найти на это средства», — говорит Марина Орлова, ресторатор и мотивационный тренер.
Активно в благотворительность она начала включаться во время пандемии — тогда ресторан помогал пенсионерам из ближайшего района. За последние два года она втянулась еще больше и вовлекает сотрудников. Раз в неделю в ресторане готовят 80 литров супа и волонтеры едут кормить бездомных вместе с «Ночлежкой». Недавно провели благотворительный ужин, собрав 4,5 млн рублей для фонда «Синдром любви». А в 2023 году пришли в «Дом с маяком» и спросили: чем помочь? Пациентам нужна была сенсорная комната.
«Мы приехали, посмотрели, я договорилась с иллюстратором на какой-то посильный гонорар, пришли волонтеры из моей компании — покрасили и подготовили стены, чтобы она на них рисовала, — рассказывает Марина Орлова. — Сейчас хоспису нужен ремонт некоторых помещений внутри. Привлекаю архитекторов, готовим проект, потом будем искать деньги, чтобы сделать пространство, где и дети, и родители будут себя чувствовать хорошо».
Фото: rawpixel.com / freepik.com
Из своего обычного графика работы она выделяет на это 10–15% времени и к каждому такому вопросу подходит как к бизнес-задаче. Говорит: «В первую очередь я человек, а не предприниматель и не могу делать вид, что все, что за пределами моего бизнеса, меня не касается».
Ей нравится вдохновлять других, и практически все сотрудники компании постепенно начинают участвовать в волонтерстве и благотворительности. Никто не навязывает, не заставляет, есть разные инициативы, из которых можно выбрать ту, что по душе: если страшно ехать в хоспис, можно помогать приюту для животных, если некомфортно в обществе бездомных — участвовать в субботниках по очистке русла реки в ближайшем парке, подготовке мероприятий или жертвовать средства.
«Я же не одна все делаю, я просто выступаю визитной карточной этого процесса. В это включается очень много совершенно разных людей — от сотрудников ресторана до моих друзей, знакомых, подписчиков в соцсетях. И каждый раз — глаза боятся, а руки делают, — говорит Марина. — Я просто искренне прошу о помощи и объясняю, зачем это нужно. Помощь другим позволяет нам самим оставаться людьми».
Марина Орлова уверена, что о своей благотворительности нужно говорить громко:
«Я вижу вокруг какое-то число людей, которые занимаются решением социальных вопросов, но стесняются об этом рассказывать. Зло и так видно. А добро всегда очень тихое. Рассказывать о благотворительности — не значит хвастаться, а значит давать пример. Я тоже когда-то увидела определенные ролевые модели и стала об этом думать. Если молчать, как другие узнают, что тоже могут помочь и что это несложно?»