4 июня в Москве прошел VIII форум «Эндаументы-2024», организованный Благотворительным фондом Владимира Потанина. Форум собирает специалистов, заинтересованных в развитии института эндаументов в России.
В 2012 году Фонд Потанина приступил к реализации двухлетней пилотной программы «Целевые капиталы: стратегия роста». Ее целью было продвижение модели целевых капиталов и эффективных методик привлечения средств и повышение профессионального уровня сотрудников некоммерческих организаций, работающих с целевыми капиталами.
Первое обсуждение эндаументов прошло ровно 10 лет назад, в 2014 году, по результатам прошедшей программы. По словам Оксаны Орачевой, генерального директора Фонда Потанина, одна из сессий с той конференции проходила в виде судебного процесса над целевыми капиталами. У эндаументов были собственные защитники, которые доказывали, почему целевые капиталы — это современный и необходимый инструмент. Сегодня необходимости доказывать важность эндаументов уже нет — это неоспоримый факт.
«И если раньше на конференциях обсуждались вопросы, интересные обществу, то теперь горизонт дискуссий расширился — на форумах открыто обсуждается то, что раньше оставалось за кадром, в кулуарных беседах», — заявила Орачева.
На прошедшей сессии VIII форума «Эндаументы-2024» представили сразу два исследования, связанные с эндаументами в России. По словам Орачевой, сегодня существует четкий запрос на прозрачность эндаументов.
Если раньше было важно, как целевые капиталы тратят деньги, то теперь обществу не менее интересно, откуда они берут средства.
«Эндаументы получают средства от людей, а поддержку (в виде налоговых льгот) — от государства. В обмен на это эндаументы участвуют в решении общественно значимых проблем. И от этого же возникает запрос на прозрачность и на открытую отчетность», — объяснила Орачева.
Исследование рейтингового агентства RAEX
«Наиболее известный эндаумент — Нобелевский фонд. Хотя для нас Нобелевский фонд — это не мешок с деньгами, а некий образ продвижения науки. Я думаю, что это можно сказать о большинстве эндаумент-фондов, потому что все они реализуют определенную цель. И самое главное, что отличает фонд с целевым капиталом от любого обычного фонда, - деятельность первых по своей идее бесконечна», — заявил Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX.
Фото: Anastacia Dvi / Unsplash
В поле зрения исследования попали 240 фондов, информация собиралась из открытых источников.
Исследование показало, что публичные источники информации о деятельности российских эндаументов малочисленны и малодоступны. При этом информативность и доступность публичной отчетности большинства эндаументов вряд ли может удовлетворить даже базовые запросы целевых аудиторий.
Кроме этого, более трети фондов целевого капитала не имеют сайтов, а качество раскрытия информации эндаументов в интернете имеет явные диспропорции.
«В среднем, если мы берем фонды целевого капитала, которые хоть что-то о себе сообщают, то хотя бы одну форму публичной отчетности публикуют 56%, больше половины.
При этом фонды целевого капитала (ФЦК), ориентированные на массовых жертвователей, делают это значительно чаще, чем фонды, которые ориентированы на единичных жертвователей», — рассказал Дмитрий Миндич, директор исследовательских проектов RAEX.
Лидерами по доступности публичной отчетности являются ФЦК, специализирующиеся на финансировании средних школ, — 53%. Далее идут вузы — 39% и благотворительные организации — 37%. Список завершают спортивные организации (1%).
Более трети (35%) ФЦК не имеют своего сайта в интернете. При этом качество раскрытия информации на сайте существенно не зависит от размера эндаумента. Это говорит о том, что даже маленькие ФЦК имеют возможность быть прозрачными.
«Подводя итоги, стоит сказать, что в настоящее время сектор сохраняет огромный потенциал для удовлетворения информационных запросов для ключевых аудиторий. Наверное, этот потенциал стоит реализовывать», — подытожил Миндич.
Исследование ЦИРКОН
Для второго исследования сканировали все медиапространство России, рассказала заместитель руководителя исследовательской группы ЦИРКОН Анастасия Сапонова. По результатам исследования группа выделила несколько трендов.
Первый тренд, о котором упомянула Анастасия, — это существенный спад присутствия ФЦК в СМИ с 2022 года.
Второй тренд скорее положительный — тональное сообщение о ФЦК в СМИ преимущественно нейтрально-позитивное. «То есть эндаументы не замешаны в каких-то скандалах, нечистых историях. Такие сообщения есть, но они абсолютно единичные и напрямую не касаются репутации эндаумент-фондов», — объяснила Анастасия.
Содержание сообщений в СМИ: 24% — деятельность Фонда Потанина, 24% — деятельность вузовских эндаументов, 22% — эндаумент как финансовый инструмент, 16% — стипендии, поддержка науки, 14% — мероприятия и конкурсы.
Как работают в России малые эндаументы, Агентство социальной информации рассказывало в этом материале.