Не «робингуды»
Весной в учебно-кинологический центр «Собаки-помощники» стали обращаться люди, которые утверждали, что без их ведома и согласия на счет благотворительной организации пожертвованы средства. Суммы были разные — от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. Обратившиеся впервые слышали о центре и требовали вернуть деньги.
Сначала представители обеих сторон подозревали друг друга в мошенничестве. Но выходило, что была третья сторона — некие «робингуды», которые забирали деньги у одних, чтобы помочь другим. И эта «помощь» приносила только вред.
«Для организации эта ситуация — репутационный риск и трата лишних ресурсов, — говорит Элина Почуева, заместитель директора по фандрайзингу центра ”Собаки-помощники”. — И человеческих, потому что сотрудники вынуждены решать эти вопросы вместо того, чтобы выполнять свою работу. И финансовых, потому что мы платим комиссию за каждую банковскую операцию по возврату. Более того, из-за возросшего оборота средств мы вынуждены платить повышенную комиссию на все операции».
Центр попросил убрать его из списка организаций, которым можно пожертвовать через благотворительную платформу Сбербанка. Переводы, совершаемые неизвестными, прекратились. Вероятно, в том числе и потому, что мошенники так и не смогли получить выгоду от своих махинаций. Очевидно, схема была разработана все же не для того, чтобы «творить добро».
«Была уверена, что разговариваю с мошенниками»
Наталья (имя изменено) искала подработку на популярном сервисе, во время оформления заказа перешла, как казалось, по безопасной ссылке и тут же увидела, что с ее кредитной карты списалось 900 тысяч рублей. Она стала звонить в Сбербанк, где ей сообщили, что перевод сделан в пользу центра «Собаки-помощники».
«Оказывается, переводить деньги на благотворительность можно без подтверждения и СМС. У меня даже мысли не было, что деньги ушли в настоящий фонд, а не замаскированным под него мошенникам», — говорит Наталья.
Но по данным банка, это была проверенная организация, и Наталье посоветовали туда позвонить. Рабочий день закончился, так что дозвониться удалось только на личный номер Элины Почуевой. Та попросила прислать всю информацию по электронной почте, и в тот же вечер пришел ответ с обещанием во всем разобраться.
Одновременно с этим Наталья получала в личные сообщения требования от преступников: чтобы вернуть украденную сумму, девушка должна была перевести еще 300 тысяч уже на отдельный счет.
«Сообщения прилетали одно за одним, шла эмоциональная накачка, мне писали, что у меня всего полчаса, — рассказывает Наталья. — А самое страшное было, что, когда я стала звонить в центр, тут же пришло сообщение с угрозой: “Сама пытаешься деньги вернуть? Будет хуже!” Это совпадение, но было полное ощущение, что этим же мошенникам я сейчас и звоню!»
Нет состава преступления
Когда все карты были заблокированы, заявление в полицию написано, а мошенники перестали на нее давить и стерли переписку, Наталья стала искать информацию в интернете и узнала, что центр «Собаки-помощники» существует в реальности и активно работает. Но даже в полиции девушку отговаривали высылать по запросу центра скан паспорта — никто не мог поверить, что деньги оказались на счетах действительно благотворительной организации.
«Эмоции у меня были от “классные ребята, все будет хорошо” до “так не бывает, ничего не вернется”, — вспоминает Наталья. — Я пыталась смириться и уже придумывала способы, как буду закрывать этот огромный кредит».
Чтобы снять сомнения с обеих сторон, сотрудники центра предложили Наталье приехать лично. Тогда все встало на свои места. Пострадавшая увидела, как работает центр, и познакомилась с его четвероногими воспитанниками. Сотрудники увидели девушку и все подтверждающие перевод документы. Деньги вернулись менее чем через сутки после кражи.
Фото: Дима Жаров / АСИ
«Первое, что я сделала, это совсем закрыла кредитку», — смеется Наталья.
В полиции сказали, что шансов найти и наказать преступников практически нет. Доступ к счетам они получили с помощью социальной инженерии, то есть пострадавшие сами передали им данные. А так как средства были возвращены, то и преступление как таковое не состоялось.
Что делать благотворительной организации, когда от нее требуют возврата средств
Новые мошеннические схемы появляются постоянно, и периодически в них оказываются невольно вовлечены НКО. Это неприятно, нервирует и пугает. Получить доступ к средствам организации преступникам проблематично, но сотрудники сами могут стать жертвами аферистов. К ситуации надо относиться как к рабочему моменту, сохранять спокойствие и следовать определенным правилам, чтобы понести наименьший ущерб.
Когда в фонд обращаются с обвинением в мошенничестве, необходимо объяснять, что организация ни при чем и готова искать выход из сложившейся ситуации.
Не важно, пытались ли преступники перехватить где-то перевод, проверяли ли таким образом свой доступ к чужим картам, хотели ли запугать и шантажировать жертву, или это сам жертвователь ошибся, сделал перевод на эмоциях и потом передумал.
«Когда приходит запрос на возврат и вы видите, что действительно поступал такой платеж, надо возвращать, — говорит Владимир Берхин, президент фонда ”Предание”, участник проекта ”Все вместе за разумную помощь” ассоциации ”Все вместе”. — Если перевод свежий и деньги еще не выведены из платежной системы, то сразу через нее. Если они уже на счету фонда, то нужно запросить у человека информацию, подтверждения, документы. И всегда возвращать только по тем же реквизитам, откуда пришли средства, и никогда ни на какие другие счета».
Чтобы не получать запросы на возврат, когда средства уже потрачены (через месяц или даже несколько), стоит обозначить сроки в оферте, которая должна быть размещена благотворительной организацией на сайте. «Законом срок возврата пожертвования не установлен, но оферта позволяет в этот вопрос внести ясность».
В остальном Владимир Берхин советует руководствоваться принципом:
«Репутация дороже денег. Проще вернуть, чем вовлечься в скандал. По опыту, мир с людьми всегда выгоднее, чем просто средства на счету».
История со счастливым концом
Центр «Собаки-помощники» вернул деньги всем пострадавшим, которые подали заявление на возврат средств. И хотя пришлось понести убытки, сотрудники рассматривают случившееся как полезный опыт: «Мы разработали регламент для таких ситуаций, — рассказывает Элина Почуева. — А в Сбербанке нам сообщили, что банк сможет взять на себя проверку таких обращений, настроить автоматический возврат средств по запросу и отменить в таких случаях комиссию для благотворительных организаций. Все это упростит НКО жизнь».
Сейчас средства возвращены пострадавшим. Некоторые из них подписались на соцсети центра, кто-то даже уже сделал пожертвование.
«К центру я не испытываю ничего, кроме благодарности, — говорит Наталья. — Я сама совершила ошибку, и там не обязаны были меня слушать, входить в положение, приглашать к себе, но сотрудники пошли навстречу и поддержали. Теперь, когда я узнала о собаках-помощниках, я стала следить за новостями центра и в дальнейшем планирую не такими суммами, конечно, но все же помогать. В добровольном порядке».
Фото: freepik.com