Коучинг — универсальный инструмент, который помогает человеку разобраться с той темой, на которую у него есть запрос, сформировать цели и добиться в ней результатов. Коучи есть в разных сферах — от бизнеса до личных отношений.
«Коучинг — это умный разговор, который ведет к раскрытию потенциала человека. Коуч может помочь человеку найти внутри себя ресурсы разобраться со сложной темой. И важно, что это рабочая помощь, а не психологическая. Это про настоящее и будущее в рабочем контексте», — говорит Инга Моисеева, генеральный директор профильного центра поддержки и развития НКО и гражданского общества D-Group.Social.
В целом коуч — это инструмент, зеркало, в котором человек видит свои возможности и точки роста. Специалист должен создать поддерживающее пространство, в котором человек сможет разобраться в себе.
Коучинг — не столько способ обучения, сколько методика поддержки человека. Это партнерство, которое стимулирует мыслительный и творческий процесс, вдохновляя человека на раскрытие своего потенциала.
Принцип коучинга строится на пяти утверждениях:
- Со всеми людьми все в порядке, коуч работает с клиентом как с равным.
- У каждого человека есть все ресурсы для достижения своей цели.
- Человек всегда делает наилучший выбор для себя.
- В основе каждого поступка лежат позитивные намерения.
- Изменения неизбежны.
Как формируется запрос на коучинг
«Запрос формулируется из тех сложностей, которые есть у человека. Ты приходишь к коучу что-то изменить, но не знаешь, как это сделать. Например, хочется усовершенствовать процессы в своей организации, но нет понимания, как это сделать. Но часто самый первый запрос может быть не связан с тем истинным желанием, что есть внутри», — говорит Елена Мещерякова, директор благотворительного фонда «Хрупкие люди» и коуч с сертификатом ICF.
Коуч помогает проработать глубинные желания и найти способ их реализации. Чаще всего приходят с запросами о личном развитии, отмечают эксперты. Коучи не работают с запросами, связанными с психическими отклонениями или отказом от зависимостей.
Коуч не работает с прошлым человека, который к нему обращается. Его специфика — будущее, к которому стремятся. И это одно из принципиальных отличий коуча от психолога.
«Базовый запрос — желание что-то изменить в жизни и открытость к изменениям. Коуч может быть человеком, который поможет бережно пройти зону страха на пути к изменениям», — дополняет Варвара Пензова, член правления благотворительного фонда «Дети наши», сертифицированный коуч Level 1 ICF.
Что коуч может дать НКО
Руководитель некоммерческой организации может обратиться к коучу с любым вопросом, от «Кем я хочу стать, когда вырасту?» до «Что я буду делать, когда оставлю должность?».
Одна из распространенных проблем — «синдром одиночества лидера». Это не психиатрический диагноз, но распространенная проблема: на руководителя накладывается очень много проблем и ответственности, с которыми ему не с кем поделиться. Помочь в этом случае может коуч: он поддержит и объяснит, как найти ресурсы в такой ситуации.
Фото: Kelly Sikkema / Unsplash
«Или можно прийти с вопросом, как перестроить коммуникацию с командой: раньше нас было пять человек офлайн, а теперь 25 и в разных часовых поясах. В целом ощущение “что-то не так” — это уже запрос, с которым можно идти к коучу», — говорит Инга Моисеева.
Также руководители и сотрудники НКО часто приходят с запросами в духе:
- не знаю, где получить больше финансирования;
- хочу освоить новую специальность, как двигаться в этом направлении;
- как уволиться и найти новую работу в секторе;
- как вырастить и укрепить команду;
- как дальше развивать некоммерческую организацию и другое.
Коучи работают с разноплановыми запросами: они задают наводящие вопросы, могут предложить подходящие методики для проработки и мотивировать человека по-другому взглянуть на проблему.
Есть примеры, когда руководитель организации — тоже коуч. Эксперты считают, что в этом случае стоит быть осторожнее: если нужна серьезная проработка, лучше пригласить специалиста со стороны.
«Конечно, внутри организации важен коучинговый подход — когда ты уточняешь запрос сотрудников, их мотивацию и узнаешь сложности, задавая правильные вопросы. Но для того чтобы был больший эффект, лучше пригласить стороннего коуча. Если руководитель будет проводить коучинговые процессы в формальном виде, то смещение ролей не позволит добиться большей эффективности», — продолжает Елена Мещерякова.
При этом важно, чтобы команде было комфортно работать с приглашенным коучем.
Как происходит коммуникация в процессе коучинга
Один из принципов коучинга — равноправие клиента и коуча. Специалист обозначает правила общения — когда и как будут проходить встречи, структурирует план общения и помогает разобраться в непростой ситуации. Но при этом обе стороны в равной степени несут ответственность за качество коммуникации.
«В коучинге нередко сопротивление: мы не очень любим изменения. Кто-то заболевает, кто-то неожиданно проспал и так далее. Коуч — человек, который знает это и умеет работать с такими ситуациями», — говорит коуч Ирина Лимонова, директор АНО «Центр профессионального развития ”Пятый элемент”».
Руководители НКО, которые участвуют в программах центра, подписывают специальный договор. Одно из правил, прописанных в нем, — обязательство частично оплатить сессию, если она переносится позднее чем за 24 часа по инициативе клиента.
В начале каждой сессии формируется договоренность: что будет сегодня обсуждаться, какие результаты можно считать хорошими по ее итогам и так далее. Это позволяет сформировать привычку рефлексировать.
Также важный аспект: ответственность за результат клиент берет на себя. С коучем можно определить шаги по решению вопроса, но ответственность за результат — на человеке, который должен предпринимать шаги по решению проблемы.
Фото: CoWomen / Unsplash
Коуч не имеет права передавать работодателю личную информацию о сотрудниках, полученную в процессе коучинга.
Каковы негативные стороны коучинга
Коучинг начал активно развиваться в России последние 10 лет, поэтому сформированного критического подхода к этой методике пока нет. Тем не менее отдельные сотрудники могут не принимать идею коучинга. Особенно если коучем выступает сам руководитель НКО.
«Не всегда сотрудники способны руководителю сказать, что им не нравится. Поэтому коучинг внутри НКО ограничен теми вопросами, которые команда может решать. Иногда важно привлекать специалиста со стороны, чтобы конфликта интересов не возникало», — продолжает Елена Мещерякова.
Еще одна грань конфликта интересов — когда руководитель платит приглашенному специалисту, чтобы тот проработал вопросы с его подчиненными. В этом случае есть опасения, что коуч будет формировать свои рекомендации в первую очередь для заказчика, учитывая его интересы, поскольку он платит деньги.
В этом случае нужно трехстороннее соглашение между коучем, сотрудниками и организацией, которая оплачивает услуги специалиста.
«Бывает, что клиент приходит к выводу, что не готов продолжать работу в организации. Коуч не должен идти и рассказывать сразу об этом руководителю. Один из главных принципов коучинга — конфиденциальность. Специалист может помочь сотруднику подготовиться к этому разговору, чтобы учесть интересы всех сторон. Коуч обязан учитывать интересы всех сторон и соблюдать этический кодекс коучинга», – говорит Варвара Пензова.
Как коучинг помогает не только внутри коллектива
Коучинг развивает осознанность и помогает понять, какие ценности есть у команды и у организации. Чем четче представление, для чего существует НКО, тем проще донести это внешнему миру, считают эксперты.
«Наш сектор часто занижает свою позицию в переговорах. Опыт работы с коучем помогает с этим работать», — рассказывает Инга Моисеева.
Коучинг может быть также полезен благополучателям организации. Например, в фонде «Дети наши» коучи помогали детям определить их мотивацию и образовательный путь для дальнейшего поступления в вузы. А фонд «Хрупкие люди» привлекал коучей, чтобы рассказать своим подопечным о финансовой грамотности.
Коучинг помогает подопечным чувствовать себя увереннее, некоторым позволяет выходить из позиции жертвы и учиться чувствовать контроль над своей жизнью. Это может быть важно тем НКО, которые помогают людям с инвалидностью.
Фото: CoWomen / Unsplash
Где найти коуча
Выбирая коуча, важно обратить внимание на несколько моментов.
- Он прошел обучение в школе, которая сертифицирована ICF (Международной федерацией коучинга) или Федерацией профессиональных коучей и наставников.
- Опыт работы. Получить сертификат можно от определенного количества часов консультаций. Чтобы получить сертификат члена ассоциации, нужно провести минимум 100 часов практических консультаций. Мастерами считаются коучи от 2500 часов.
- Не стоит верить пустым обещаниям: гарантий работы коуча не существует. Если коуч что-то обещает — это звоночек, чтобы задуматься.
- Сфера, из которой коуч пришел, не имеет значения. А вот субъективная симпатия, энергия и комфортность в общении — то, на что стоит обращать внимание.
Один из университетов, где можно пройти программу обучения коучингу, — Международный Эриксоновский университет коучинга. В июле 2024 года там начинается новая программа обучения, после окончания которой можно получить международный сертификат профессионального коуча.
В случае с НКО сотрудники могут обратиться и узнать, можно ли пройти обучение pro bono. Такой опыт был у Елены Мещеряковой.
Также получить сертификат коуча можно, пройдя обучение в Университете коучинга и менеджмента в Санкт-Петербурге. Как отмечают эксперты, на каждом потоке выделяют одно-два места для руководителей НКО. Можно пройти обучение онлайн. Например, Варвара Пензова проходила обучение коучингу в АНО ДПО «Академия ”Пять призм”».
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.