«Добрый музей» расположился в небольшом двухэтажном здании в Малом Толмачевском переулке, напротив корпуса Третьяковской галереи. Такое соседство не случайно: «Добрый музей» — это проект галереи, который призван сделать искусство доступнее для людей с разными потребностями.
Работа над пространством велась с 2022 года: архитекторы подготовили проект, в здании создавали безбарьерную среду, консультировались с экспертами с инвалидностью. Сейчас почти все готово, и в сентябре пространство примет первых посетителей.
Идею проекта «Добрый музей» поддержал Благотворительный фонд Владимира Потанина: он выделил грант, на который Третьяковская галерея смогла обновить пространство и сделать его доступным для маломобильных горожан.
Что внутри
У входа в «Добрый музей» — небольшая ступенька. Это один из отголосков «барьерной» среды, но руководству уже удалось договориться с городскими властями, и скоро вход сделают более доступным.
Внутри же все адаптировано для посетителей с разными потребностями. В просторном холле есть диваны, шкафчики, где можно спрятать одежду, и подоконники с мягкими подушками. А еще — большой гардероб.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
В «Добром музее» будут работать люди с ментальными нарушениями — выпускники проекта Третьяковской галереи «Лучше вместе».
«Наши выпускники будут ассистировать также музейному педагогу, художнику, специалистам клининга, смотрителям и другим сотрудникам. Так мы вводим в рабочую структуру музея людей с ментальными особенностями», — рассказывает Алла Орлова, куратор инклюзивных проектов в Третьяковской галерее.
С 2013 года Третьяковская галерея проводит занятия для детей с синдромом Дауна. Сначала это были просто творческие занятия, но вскоре стало ясно: работу нужно продолжать. Так появился проект «Лучше вместе».
Главная цель проекта — раскрыть творческий потенциал людей с ментальными особенностями. Участники проекта посещают музей, изучают картины, а после — творят сами.
К 2017 году проект расширился: появились группы для детей и подростков с РАС. А в 2019 году открылась выставка «Добрый музей». На ней было представлено более 60 работ, которые дети и взрослые с ментальными особенностями создавали в течение года на занятиях в студии по мотивам произведений из постоянной экспозиции музея.
Когда студия откроется после ремонта, люди с ментальными нарушениями продолжат здесь свои занятия.
В холле стоит большой белый стол со скругленными краями. Вскоре на нем установят макет Третьяковской галереи. Разобраться в навигации в исторических зданиях сложно: детальная модель позволит легче адаптироваться и разбираться в пространстве как людям с ментальными особенностями, так и посетителям с нарушениями зрения.
В соседней от холла комнате расположилась большая мастерская с высокими окнами. В ней можно проводить творческие занятия, устраивать выставки, проводить перформансы. Все продумано до мелочей. Так, в конце комнаты установили две раковины, чтобы набирать воду для красок и мыть руки после творческих занятий.
«Здесь нет острых углов, мебель удобной высоты, к столу можно подъехать на коляске, очень мало отражающих поверхностей, чтобы не было бликов. В каждой зоне есть общее освещение, которое не бьет в глаза, и точечное выставочное», — отмечают сотрудники музея.
Пространство для выставок и лекций
Из холла можно пройти в еще одно пространство. А по пути посмотреть и потрогать инсталляцию — надпись «Добрый музей», где каждая буква — отдельная небольшая скульптура, сделанная из специфического материала: мозаики, ткани, гаек. Над ними работали профессиональные художники вместе с людьми с особенностями развития.
«В нашем ”Добром музее” строгие правила смягчаются, поэтому здесь можно трогать все. Причем все продумано: фасадная часть букв съемная. Ее можно взять и показать посетителю, если ему неудобно дотянуться и потрогать самому», – поясняет Алла Орлова.
Следующий зал еще просторнее: здесь планируют проводить выставки и лекции. Разрабатывая концепт пространства, дизайнеры решили отказаться от тяжелой мебели и плотного нагромождения. Наоборот, мебель легкая и складная, ее можно выносить и переставлять в зависимости от события. А перегородки на колесиках — на них можно развешивать картины и передвигать в пространстве.
В просторном зале можно проводить занятия и устраивать творческие вечера, оградив часть комнаты перегородками. Рядом расположился кабинет для индивидуальных занятий и лекционная зона.
Одна из задач «Доброго музея» — знакомить людей с особенностями развития с искусством. Здесь будут проводить выставки и мероприятия, в том числе экспозиции работ, сделанных людьми с особенностями здоровья.
Чтобы людям с нарушениями здоровья было комфортно, дизайнеры выбрали для оформления спокойные цвета: бежевый, светло-серый, голубой. Но есть и цветовой акцент — некоторые стены терракотовые. Это отсылка к визуальному образу Третьяковской галереи.
А еще в новом пространстве есть комната для сенсорной разгрузки с плавно меняющимся цветом, гамаком и шумоизоляцией. Если кто-то из посетителей устанет, он может здесь уединиться и успокоиться.
Больше, чем инклюзивная мастерская
«Добрый музей» — это не просто место, где смогут заниматься и изучать искусство люди с инвалидностью. «Это пространство станет точкой доступности ко всем нашим остальным проектам», — говорит Елена Проничева, генеральный директор Третьяковской галереи.
«Добрый музей» станет центром обучения и подготовки волонтеров и музейных работников. Здесь будут проходить регулярные встречи с представителями инклюзивных направлений из других музеев и НКО, которые будут способствовать обмену лучшими практиками и подготовке совместных проектов.
Как отмечает Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, этот проект по-настоящему знаковый как для Третьяковской галереи, так и для фонда.
«Современный музей — это музей, открытый для всех. Мы привыкли к тому, что музеи находятся в исторических зданиях, и это здорово. Но нам бы хотелось, чтобы исторические здания не создавали трудностей для посетителей с особыми потребностями. ”Добрый музей” — пример, как можно обойти такие сложности и предложить новые решения», — говорит Оксана Орачева.
По мнению генерального директора Фонда Потанина, музейные проекты — важная составляющая. Но для сильного социального эффекта нужна подходящая инфраструктура. Именно она позволят развивать инклюзивное направление системно.
Системность важна и для посетителей «Доброго музея» — людей с ментальной инвалидностью. Как отмечает Алла Орлова, в обновленном пространстве проект «Лучше вместе» продолжит регулярные занятия. Такие творческие встречи дают положительные результаты, поэтому важно их продолжать. А теперь делать это можно будет еще и в безбарьерном пространстве.