Поправьте поправки
Федеральный закон «Об охране озера Байкал» с 1999 года запрещает в центральной экологической зоне сплошные рубки лесов, создание туристско-рекреационных зон и строительство объектов за границами населенных пунктов.
Природная территория Байкала состоит из трех экологических зон: центральной, буферной и зоны атмосферного влияния. Центральная зона окружает водоем: включает в себя само озеро, прилегающие к нему особо охраняемые природные территории и водоохранную зону. Соответственно, меры по ее охране более строгие.
В июне прошлого года года депутаты внесли в Госдуму проект поправок, которые снимали первый запрет. Законопроект, разрешающий вырубать лес, прокладывать дороги и строить в экологической зоне, встретил негативную реакцию общественников, ученых и многих чиновников. Тем не менее 11 июля 2023 года, спустя месяц, поправки были приняты в первом чтении.
«Поправки приняли быстро: без обсуждения, без общественных и парламентских слушаний», — отмечает Любовь Аликина, иркутская правозащитница и председатель комитета территориального общественного самоуправления «Рубин».
В течение года группа депутатов готовила ко второму чтению обновленный проект поправок, который был опубликован 20 июня 2024 года. Исправленный вариант снова вызвал общественное обсуждение. «Он практически повторяет первый текст, но в более агрессивной форме», — считает Любовь Аликина.
Вторая версия законопроекта вместо сплошных рубок установила возможность перевода земель лесного фонда в земли других категорий. При этом вырубка леса допускается в случае расчистки погибших растений.
«Если раньше они хотя бы пытались как-то завуалировать, то сейчас говорят не между строк, а открыто: можно оформлять участки в собственность и строить рядом с Байкалом», — комментирует Лейла Хахураева, директор АНО «Центр экологии и туризма “Чистая Бурятия”». Как считает Любовь Аликина, это новый способ «закамуфлировать сплошные рубки».
«Все, что есть, будет уже уничтожено»
Как рассказывает Лейла Хахураева, основная идея «Чистой Бурятии» — сделать республику мировым центром экопросвещения. Преподаватели трех университетов, школьные учителя и заведующие детскими садами объединились, чтобы рассказывать своим ученикам о сортировке и переработке отходов, проводить волонтерские акции по уборке территории и вовлекать местных жителей в раздельный сбор мусора. Свою миссию экологические активисты видят в сохранении природы Байкала.
«Но сейчас все рушится как карточный домик, потому что на озеро заходят крупные инвесторы. Нарушив экосистему, их строительные проекты могут нанести непоправимый ущерб Байкалу, резервуару чистой питьевой воды для всей планеты», — предупреждает Лейла Хахураева. Ее беспокоит, что депутаты не только не слышат общественников, но и игнорируют научное сообщество.
Фото: Freepik
24 июня российские ученые направили обращение председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой не выносить проект поправок к закону «Об охране озера Байкал» на второе чтение в его текущей редакции. Его подписали 28 человек, среди которых заслуженные экологи РФ, академики и члены-корреспонденты РАН.
Ученые считают, что разрешение сплошных рубок погибших растений создаст стимул уничтожать леса, просто поджигая неживые деревья. Кроме того, неопределенный порядок отнесения земель к населенным пунктам и их передача в частную собственность, расширение особых экономических зон, где снят запрет на вырубку леса, могут привести к уничтожению ценных природных объектов Байкала.
Согласно законопроекту, перевод земель лесного фонда в земли других категорий возможен до конца 2030 года. Однако, как считает Любовь Аликина, к этому времени «все, что есть, будет уже уничтожено».
«Вы обратно земли в лесные категории переведете? Многовековой лес появится снова по взмаху волшебной палочки? Эндемики (виды животных или растений, встречающиеся только в определенном географическом районе. — Прим. АСИ) больше никогда не восстановишь, потому что биоразнообразие — флора и фауна — будет нарушено», — комментирует правозащитница.
Дилемма в сохранении природы Байкала: местное население vs «люди с иными целями»
24 июня прошло заседание экспертного совета Комитета Госдумы по экологии, где обсуждалась вторая редакция поправок. Как отметил в ходе совещания главный редактор журнала «ЭкоГрад» Игорь Панарин, на нем присутствовали чиновники и общественники, но не было экспертов, выступивших против законопроекта. Ученому секретарю Сибирского отделения РАН Ирине Орловой отказали в просьбе выступить, так как заседание вышло за рамки регламента в два часа.
Основной конфликт проекта заключается в несовпадении интересов населения и стремлении защитить природу Байкала. Авторы и сторонники поправок объясняют их необходимость «социальной справедливостью». Так, законопроект позволит расширить заполненные кладбища, построить новые дома, провести реконструкцию дорог и создать противопожарные разрывы.
В июне правительство Бурятии сообщило, что жители собрали более 30 тысяч подписей в поддержку законопроекта. Их направили в Госдуму для рассмотрения во втором чтении. Региональные общественные палаты Иркутской области и Бурятии также выступили за изменение закона, в то время как Общественная палата РФ высказалась против.
Лейла Хахураева признает, что сейчас в отношении местного населения введены ограничения, в том числе запрет на ловлю рыбы и рубку леса. «Когда ужесточили закон, никто не позаботился о местном населении, которое осталось без правовой защиты. Прежде чем забирать хлеб, людям нужно было что-то предложить взамен. Не зная, как, на что жить, они, естественно, начинают возмущаться, высказываться, пикетировать, — считает общественница. — Но, пользуясь человеческой бедой, на рынок заходят люди, у которых совсем иные цели».
Хахураева и Аликина уверены, что возникшие проблемы — отсутствие противопожарных разрывов и заполненность кладбищ — можно решить на местном уровне, не изменяя федеральный закон, защищающий Байкал. Кроме того, закон не запрещает ни строительство дорог, ни хозяйственную деятельность, ни развитие туризма, а наоборот, разрешает улучшать инфраструктуру, но в целях охраны озера.
«С законопроектом мы можем бороться только письмами, только подписями. Мы ходим на общественные слушания, которые проходят в прибрежных поселках, делаем заявления. Мы пытаемся сказать, что мнение нескольких человек не нужно выставлять за мнение всего населения, — замечает Лейла Хахураева. — Население уже собрало более 200 тысяч подписей, в прошлом году их передали организаторам общественных слушаний».
Жители запустили петицию на специализированной платформе для размещения обращений Change.org в 2020 году, когда депутаты подготовили законопроект, разрешающий РЖД сплошную рубку леса для расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Тогда Госдума поправки приняла.
Петицию против принятия новых поправок запустили в прошлом году, ее подписали более 109 тысяч человек. Всего в разные годы пользователи создали на Change.org 127 обращений с целью защитить Байкал.
Рассмотрение законопроекта во втором чтении должно пройти в июле 2024 года. Как сообщает Любовь Аликина, на заборах Иркутска и Бурятии уже появились объявления: «Куплю пай». «Еще ничего не сделано, но все знают, что поправки примут», — предсказывает правозащитница.