Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

Какие стереотипы мешают в лечении и зачем пациентам руководство по коммуникациям

«Я еще посоветуюсь с более опытным доктором», или Почему врачи в молодом возрасте сталкиваются с дискриминирующими высказываниями и недоверчивым отношением.

Фото: Piron Guillaume / Unsplash

Фонд медицинских решений «Не напрасно» провел два независимых друг от друга опроса — среди врачей и среди пациентов, предложив каждой группе респондентов рассказать о том, с какими страхами, видами дискриминации и стереотипами о медицинских специалистах приходится сталкиваться в процессе взаимодействия друг с другом.

Команда изучила, насколько на уровень доверия врачу влияет внешний вид, возраст, пол и другие критерии, которые не связаны напрямую с профессионализмом, и решила подготовить руководство по коммуникации для пациентов.

Во время опроса пациентам предложили рассказать, на что они обращают внимание при выборе специалиста и помогает ли это в лечении или наоборот. Врачи же поделились историями из практики, когда сталкивались с какими-либо проявлениями эйджизма, сексизма и других форм предвзятого отношения к себе со стороны пациентов. 

Более 60% респондентов-пациентов отметили, что в их жизни были случаи, когда они в первую очередь оценивали своего доктора по возрасту, внешности, полу, наличию или отсутствию татуировок, опрятности и другим критериям, которые выходят за рамки профессиональных компетенций и деловых качеств. Часть опрошенных испытывают недоверие к специалистам молодого возраста, преждевременно предполагая, что у них недостаточно опыта, знаний и других качеств, необходимых для успешного лечения.

Врачи Высшей школы онкологии фонда «Не напрасно» и их пациенты. Фото: Ирина Михайлова / АСИ

Что говорят пациенты?

«Я оцениваю молодых специалистов по возрасту, считаю, что у молодых мало опыта и, наверное, лечение они назначат неправильно», — отметила одна из участниц опроса. 

Другой респондент рассказал: «Молодой возраст во мне вызывает некоторое недоверие, так как я в курсе, что во всех учебных заведениях в нашей стране процветает взяточничество в последнее время, следовательно, относительно молодой врач может не обладать знаниями, так как платил взятки за зачеты и экзамены».

Кто-то, напротив, предпочитает не обращаться к докторам старшего возраста: «Да, у меня есть предубеждения к врачам старшего поколения. Боюсь, что они будут грубыми и недоказательными». Пациенты также отмечали, что их могут смутить татуировки, неряшливый вид, неактуальная прическа, неухоженные руки, чрезмерное следование или, напротив, игнорирование законов моды у врача. 

«Актуальность стрижки — не ретро какое-то, доброжелательное выражение лица — важно на 200%. Все остальное полная ерунда», — таким было мнение одного из респондентов.

Кроме того, как показал опрос, значение имеют общая доброжелательность врача и умение улыбаться. В деликатных вопросах, касающихся женского или мужского здоровья, респонденты больше доверяют специалистам того же пола. 

Более 90% опрошенных врачей стереотипы мешали лечить

Сами медицинские специалисты рассказали, что в своей работе сталкиваются с разными формами дискриминации, это отметили 84,2% опрошенных. Более 90% респондентов заявили, что эти стереотипы мешали в лечении.

В первые годы практики многим докторам приходилось слышать фразы «А вы врач? Я перенесу запись» или «Я еще посоветуюсь с более опытным врачом». Так было даже у тех специалистов, которые проходили стажировки в разных странах, регулярно повышали квалификацию и смогли пройти в финал престижных профессиональных конкурсов.

Так, например, лауреат рейтинга Forbes «30 до 30» Полина Шило в начале врачебной практики часто сталкивалась с вопросом «Сколько вам лет?», на что старалась реагировать спокойно, без эмоций, демонстрируя умение опираться на международные научные источники и погруженность в вопросы лечения.

Участники опроса рассказывали и о проявлениях расизма («Раньше врач был русский, теперь кого попало берут»).

«Я молодо выгляжу. Когда вела прием взрослых, уточняла жалобы, один пациент отказался пояснять, говорил: “Вы вообще врач?” Другая пациентка делала замечания, требовала снять маску, раз мне приходится ее одергивать (она мешала, я периодически ее поправляла). Вряд ли эта же пациентка могла бы позволить говорить так же с врачом более старшего возраста. Таких сложностей в коммуникации, скорее всего, вовсе не было бы — или в ответ она могла бы получить ”трамвайное хамство”.

Фото: Лилия Гатауллина / АСИ

А тут в ее восприятии я была маленькой девочкой, которая дергает маску, мешая. И еще: какими бы ни были мои знания, мне часто не доверяли (что нормально) и пытались уличить в том, что диагноз неверен, поймать на слове. При этом обычно в таких случаях люди просто идут к другому врачу, ищут второго мнения», — рассказала Ольга Селиверстова, выпускница Высшей школы онкологии фонда «Не напрасно», онколог-химиотерапевт.

Как рассказал онкомаммолог, пластический хирург, эксперт «Не напрасно» Александр Петрачков, его во время ординатуры и в первые годы работы принимали за студента, что требовало большего количества времени для обсуждения с пациентом стратегии его лечения и выработки доверия к себе как к специалисту. 

А эксперт фонда Сергей Югай однажды столкнулся с тем, что пациентка вовсе отказалась с ним вести диалог: «Несмотря на то что за плечами у меня уже был год работы с пациентами, самая первая пациентка на моей новой клинической базе отказалась от того, чтобы я общался с ней. Ее очень смущал факт того, что в ее лечении будут участвовать два доктора, основной лечащий врач и ординатор. Даже не начав общение со мной, она сразу заявила, что коммуникация со стажерами ее не устраивает, ведь у нее такое серьезное заболевание.

В тот момент мне было очень обидно, но впоследствии я осознал, что такое поведение может быть объяснимо и зачастую связано с такими эмоциями, как страх и тревога. Большинство пациентов не хотят обидеть молодого доктора, а лишь пытаются получить лучшее лечение в очень тяжелой ситуации и боятся попасть в ловушку врачебного невежества. Во многих случаях эмпатия и внимательное отношение к эмоциям пациента позволяют изменить их мнение о докторе — со мной такое случалось много раз. Но если ты показываешь растерянность или, того хуже, обиду, отношения вряд ли сложатся хорошо».

«Напряженность в общении и некоторое недоверие, которые иногда бывали в начале лечения и которые можно было бы связать с моим возрастом, во всех случаях удавалось преодолеть в ходе пред- и послеоперационных бесед и подробного обсуждения всех вопросов, которые были у пациентов и их близких. Благодаря этому они понимали, что, несмотря на то что я молодо выгляжу, я знаю, что необходимо делать как во время операции, так и после нее.

Также устранению тревоги и выстраиванию доверительных отношений помогали регулярные визиты в отделение интенсивной терапии (ОРИТ) и обходы в хирургическом отделении, во время которых пациенты и их родные видели, что доктора всегда рядом и занимаются ими, что бы ни происходило. Такие простые вещи, как принести телефон в ОРИТ из палаты (или дать свой), чтобы позвонить родным, или помочь с вставанием и ходьбой после операции, тоже укрепляли отношения с пациентом, и вопрос моего возраста вообще не поднимался. Способствовало этому и то, что я регулярно дежурил и пациенты видели меня в больнице поздно вечером или на выходных», — поделился своей историей онколог Андрей Никифорчин.

Кроме того, женщины-врачи (и в особенности хирурги) отметили, что сталкивались с проявлениями сексизма, когда обратившиеся за лечением люди боялись идти к ним на операцию. А детские онкологи, не имеющие собственных детей, слышали от родителей своих пациентов, что они не могут до конца понять их чувства, найти необходимый подход к ребенку, поскольку не имеют такого опыта в своей личной жизни. 

Фото: Алиса Ермакова / АСИ

Онколог Андрей Никифорчин уверен, что многое зависит также от того, как к молодым врачам относятся их старшие коллеги, медсестры и все члены медицинской команды, поскольку пациенты и их близкие это считывают: «То есть если в коллективе сведены к минимуму (а в идеале вообще отсутствуют) проявления сексизма, эйджизма и других видов дискриминации, но есть свободный обмен мнениями, поощрение инициативы и взаимное уважение, пациенты будут так же относиться ко всем его членам». 

Руководство по коммуникации для пациентов

Как отмечает онколог-хирург, эксперт фонда «Не напрасно» и популяризатор темы медицинской коммуникации Максим Котов, научные исследования давно подтвердили, что доверительный и продуктивный диалог между врачом и пациентом напрямую влияет на качество лечения, на точность и своевременность постановки диагноза.

Стереотипы и разного рода проявления дискриминации формируют недоверие, которое может мешать эффективному общению и совместной работе. И если о том, как врачу необходимо правильно коммуницировать с пациентом, в научном мире существует много данных, в том числе международные протоколы, то руководств для пациентов на русском языке на данный момент нет. 

Чтобы привлечь внимание к проблеме, фонд «Не напрасно» в партнерстве с медиа «Такие дела» и документальным фотографом Светланой Булатовой создали фотопроект «Врача позовите», в котором приняли участие врачи Высшей школы онкологии, а также люди с онкологическими заболеваниями. Каждый из них поделился своими историями и теми трудностями, с которыми сталкивается во время лечения.

В дальнейшем команда «Не напрасно» планирует выпустить собственный гайд для пациентов по эффективной коммуникации с врачами, где будут собраны рекомендации от медицинских специалистов и психологов.

Фото: Glenn Carstens-Peters / Unsplash

С момента своего основания в 2010 году фонд продвигал идеи пациентоориентированной медицины. Часть программы Высшей школы онкологии (один из ключевых проектов фонда) посвящена также теме коммуникации. Теперь фонд стремится исследовать эту тему еще и со стороны пациента.

Максим Котов рекомендует заранее готовиться к приему у врача: сначала определить основную проблему, которую вы хотите решить, структурировать имеющиеся на руках медицинские документы (это облегчит врачу сбор анамнеза и сэкономит время), записать названия и дозировки лекарств, подготовить список вопросов и заранее продумать рассказ о заболевании. Все это позволит не упустить важные детали во время приема и способствует более доверительному и эффективному общению с врачом.

Андрей Никифорчин порекомендовал не делать поспешных выводов, основываясь лишь на том, как выглядит доктор. Онколог предлагает сперва познакомиться с врачом, задать ему интересующие вопросы и уже по ответам судить о его компетентности и профессионализме — они крайне редко имеют отношение к полу или возрасту.

«Тем не менее доверие пациента своему врачу — это очень важный компонент успешного лечения, поэтому, если пациента что-то беспокоит или смущает, например, опыт операций или частота осложнений при каком-то заболевании, я не вижу проблемы в том, чтобы честно спросить врача об этом», — замечает Андрей Никифорчин.

Как отметили в «Не напрасно», команда продолжает исследовать тему стереотипов и планирует выпустить руководство по теме коммуникации с врачом для пациентов. Поделиться своей историей, стать участником или партнером проекта можно, обратившись на почту fond@nenaprasno.ru.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике