Новости
Новости
03.12.2024
02.12.2024
18+
Статьи

«Проблемами аутичных детей обычно занимаются их родители»: в Казани стартует проект по адаптивному спорту

С начала учебного года занятия для детей с расстройством аутистического спектра будут проходить в двух школах города.

Фото предоставлено Лией Гильмутдиновой

В сентябре в двух школах Казани, № 1 и № 51, стартует проект «Адаптивный спорт в инклюзии». В этих школах уже несколько лет работают ресурсные классы для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Занятия по адаптивному спорту для таких школьников будут проходить с использованием прикладного анализа поведения (АВА-терапия) — это первый подобный опыт в республике. Подробнее о проекте АСИ рассказала директор АНО «Школа для всех» и мама ребенка с РАС Лия Гильмутдинова.

С чего начинался проект «Адаптивный спорт в инклюзии»?

Банально — с родительского собрания. Проблемами аутичных детей обычно ведь занимаются их родители, они стараются помочь и своему ребенку, и другим детям с аналогичными заболеваниями.

Мы собрались в 51-й школе с нашим ресурсным педагогом, чтобы поговорить об успехах детей. И зашел разговор о том, что необходимо к урокам физкультуры подключить более серьезную физическую нагрузку, спортивные секции.

Лия Гильмутдинова. Фото из личного архива

Как до этого у ваших детей проходили уроки физкультуры?

Вообще детям с аутистическими расстройствами физическая нагрузка очень важна. Когда тело начинает их слушаться, у них уходят многие нежелательные проявления в поведении. Но дело в том, что не все дети ходили на физкультуру. Их очень трудно мотивировать, и тьюторы, работающие с ними в школе, не всегда справляются с нежеланием детей идти на эти занятия. Уговоры тут не всегда действуют, и иногда почти весь урок только на эти уговоры и уходил…

В общем, было понятно, что нужны дополнительные занятия — с подготовленными тренерами и в стенах школы, чтобы они могли заниматься на продленке и родителям не нужно было тратить время и силы на дорогу в другие секции. И чтобы рядом был тьютор, который мог бы ребенка сопровождать на занятиях.

Когда мы все это проговорили, то решили подавать заявку на грант. В очередном конкурсе благотворительного фонда «Татнефть» была подходящая номинация. А у меня уже был опыт грантрайтинга. Вместе с другими родителями мы достаточно быстро смогли сформировать обоснованную заявку. 

Нас в этом вопросе очень поддержал директор 51-й школы Рустем Хазеев, который одобрил идею с грантом и пообещал, что все графики занятий у учителей физкультуры, которых задействуют в проекте, будут подстроены под наших ребят.

Грант вы получили с первого захода?

Да. Я не сомневалась, что у нас это получится, потому что мы все сделали правильно, учли все методические рекомендации. Ну и я всегда верю, что если ты посылаешь запрос во Вселенную, то она тебе отвечает. А здесь был запрос многих родителей, которые часто сталкиваются с проблемой демотивации ребенка при занятиях спортом. «Нет», «не хочу», «не буду» — это для наших детей распространенная модель поведения, и это очень неприятный симптом для окружающих.

Я как мама тоже с этим столкнулась. Мой ребенок ни в одной секции не удерживается, внимания хватает на три-четыре минуты… И многие родители от такого эмоционально выгорают. Так что у этого проекта была и та цель, чтобы дать родителям возможность выдохнуть, восстановиться, пока ребенок оздоравливается.

Фото предоставлено Лией Гильмутдиновой

На скольких детей рассчитан грант?

У нас в двух школах учатся 67 детей с расстройством аутистического спектра от 7 до 16 лет. 43 человека в 1-й школе и 24 — в 51-й. В Казани есть еще несколько школ с ресурсными классами, но наш грант охватывает именно эти учебные заведения.

Конечно, мы понимаем, что не все будут посещать секции, все будет зависеть от возможностей и желания родителей и самих детей. Еще вместе с нашими детьми будут заниматься их нормотипичные одноклассники. Это тоже важно, потому что, когда дети с аутизмом видят, как занимаются другие, они берут с них пример, а нежелательные проявления в поведении в скором времени уходят.

Какие виды спорта войдут в проект?

По два человека из каждой школы будут посещать занятия на ипподроме (к сожалению, большее количество занимающихся конным спортом грант не предусматривает). В обеих школах будут баскетбольные секции, по 10 человек в каждой. Занятия там будет вести одна из наших мам, Наталья Лукманова. У нее есть соответствующее образование, она владеет методиками анализа прикладного поведения.

Анализ прикладного поведения (АВА-терапия) направлен на корректировку поведения детей с аутизмом. Педагоги поощряют разными способами позитивные проявления и результаты ребенка, чтобы закрепить у него желание делать что-то нужное и полезное для него самого.

Обязательно будет айкидо — его будет вести педагог-психолог, руководитель школы реабилитации и абилитации детей с РАС «Антарктида», инструктор татарстанского Союза боевых искусств Сергей Салеев. У него есть собственная методика по работе с аутичными детьми, он много лет этому посвятил, проводит занятия по всей республике, просто нарасхват.

Сергей Салеев. Фото предоставлено Лией Гильмутдиновой

Еще обязательно будет АФК — адаптивная физкультура, ее будет вести учитель физкультуры в 51-й школе, он также будет заниматься с детьми спортивной гимнастикой.

Спортивная гимнастика — это сложный координационный спорт… Это не опасно?

Нет, занятия будут начинаться с простых, посильных движений. Тут главное не сложность упражнений, а мотивация, чтобы дети с желанием ходили на занятия.

Мы уже приобрели необходимый инвентарь. В сентябре начнутся занятия. А дальше посмотрим, как пойдет.

Учителя физкультуры тоже проходили дополнительную подготовку?

Во-первых, в 51-й школе как минимум с 2019 года проводят уроки физкультуры для аутичных детей, и учителя там понимают, что к ним нужен другой, особый подход. У них уже есть свои методы, секреты. А в июне педагоги Наталья Лукманова, Михаил Антонов и Александр Федоров прошли дополнительное онлайн-обучение по основам прикладного анализа поведения при партнерстве с московским Центром проблем аутизма. 

Конечно, мы могли не привлекать школьных учителей в проект. Но мы решили таким образом и школу подготовить, раз уж она заявляет о себе как об инклюзивной площадке. К тому же Александр Федоров и Михаил Антонов уже много лет преподают в школе физкультуру, это не случайные люди в педагогике. И когда грант закончится, у нас будут подготовленные специалисты, а секции будут дальше работать, пусть даже платно.

Вы говорите только об учителях 51-й школы…

В 1-й школе инклюзия развивается с 2017 года, у них есть и тренер по тхэквондо, и специалист по АФК, она же учитель физкультуры. Они обучались раньше, за счет других грантов. Там уже даже есть старшие ребята, которые участвуют в соревнованиях.

И еще раз подчеркну: все занятия, кроме конного спорта, будут проходить в рамках школы, во время продленки. Это очень удобно и детям, и тьюторам, и родителям.

Вы сказали печальную фразу: «Когда грант закончится»… А что будет дальше?

Действительно, грант проекта «Адаптивный спорт в инклюзии» рассчитан на срок до ноября 2025 года. Но мы, конечно, планируем дальше подавать заявку, на следующий грант. Тем более что в России есть и другие фонды, где поддерживают такие номинации. Надеемся, что мы сможем показать достойные результаты и наш проект получит продолжение.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике