Новости
Новости
24.04.2024
23.04.2024
18+
Статьи

«Возможность быть услышанным»: как АДК помогает детям с аутизмом 

Ко дню осведомленности об аутизме корреспондент АСИ поговорил с экспертом «Социальной школы Каритас» о методах, позволяющих аутичным детям говорить.

Фото: «Социальная школа Каритас»

Вопрос развития речи у детей с РАС зачастую стоит очень остро. Ждать, что рано или поздно ребенок заговорит сам, в данном случае — не решение, поскольку аутичным детям сначала нужно объяснить, как работает общение.

Трудности в коммуникации у аутичных людей бывают разные — от физических, когда не могут использовать речь, до интеллектуальных, когда не понимают сам механизм речи и значения слов. 

Найти подход к каждому человеку с аутизмом поможет альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — если ребенок не говорит, она выступает единственным «посредником» между ребенком и родителем. 

Ирина Текоцкая, эрготерапевт, логопед-дефектолог, специалист по АДК и координатор направления в «Социальной школе Каритас», рассказала о том, что такое АДК и как она помогает. 

Смысл раскрывается в самой аббревиатуре, рассказывает Ирина.

Альтернативная коммуникация — альтернатива речи, дополнительная — вспомогательные «инструменты» речи, помогающие вербальной коммуникации. 

«Бывает такое, что у ребенка недостаточно развит словарный запас, например, он говорит только существительные, а полностью фразу не может. Символы помогают ему выстраивать структуру предложения и таким образом говорить», — объяснила Ирина.

Фото: СМА Семьи

АДК обычно делят на две категории: без использования технических средств и с их использованием. Выбор средств АДК всегда индивидуален и зависит от возможностей конкретного человека. 

«Надо понимать, что ни одно средство коммуникации не превосходит другое. Все индивидуально. Кому-то из детей не подходят планшеты и айтрекеры, кому-то, наоборот, карточки. АДК — это всегда индивидуальный подбор», — пояснила Ирина. 

Дети с РАС лучше опираются на визуальную поддержку не только в коммуникации, но и в организации пространства. В центрах по развитию детей с аутизмом в каждом классе есть доска с расписанием, состоящим из карточек, а все личные предметы детей «помечены» их фотографией — шкафчик, стол, полотенце и так далее.

Поэтому аутичным детям в подавляющем большинстве случаев не подходит общение с помощью жестов.

Фото: «Социальная школа Каритас» 

«Поддержка всегда опирается на сильную сторону коммуникации. Жестовая система ею не является, поскольку у детей с РАС нарушено так называемое совместное внимание. Это мешает им повторять за другими», — объяснила Ирина. 

Успех АДК во многом зависит от родителей. Специалист важен, понимает, какие шаги предпринять, но основная часть общения всегда ложится на плечи семьи. Если родители не используют символы самостоятельно и не общаются с ребенком на его языке, все старания профессионалов становятся неэффективными. 

Как говорить с ребенком, использующим АДК:

  1. коротко,
  2. четко, но не громко, не повышая голос — это может повысить тревожность ребенка; помните, что непонимание ваших слов связано, скорее всего, не с тем, что вас плохо слышат,
  3. понятно, используя прямой порядок слов, а не свободный,
  4. не бойтесь повторить или переспросить, если ребенок общается с помощью символов,
  5. наберитесь терпения — такой диалог всегда более медленный. 
Фото: «Социальная школа Каритас» 

Распространенный миф — «ребенок с аутизмом никогда не заговорит после АДК». По словам Ирины, чтобы это произошло, нужно перестать разговаривать с ребенком вообще. Грамотное поведение родителя и подбор подходящих вспомогательных средств положительно влияют на развитие языковой сферы ребенка.

«Есть яркий пример. Мы работали с мальчиком, который изначально мог назвать много разных существительных: явлений, предметов и животных, смотря на карточки. При этом полные предложения называть не мог, и коммуникация сводилась к эмоциональным и поведенческим проявлениям — например, в случае недовольства он мог вскочить и попытаться убежать.

Мы подобрали символы для глаголов и структурировали занятия, использовали моделирование и создавали различные ситуации, чтобы побудить его использовать глаголы. В итоге он научился говорить слово и показывать глагол действия на карточке. То же самое делали дома. Сейчас мальчик пользуется устной речью и иногда помогает себе символами. Но, конечно, надо понимать, что такое случается не всегда, АДК — не волшебная таблетка», — говорит Ирина. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике