Баклан — птица весом около двух-трех килограмм, в длину может достигать 90 сантиметров. У нее темное оперение и клюв с удлиненным крючком на конце. В семействе 26 видов, различающихся размерами и деталями окраски. На Байкале можно встретить только большого баклана.
Как большого баклана наделили, а потом лишили охранного статуса
В течение последних трех столетий бакланов на Байкале всегда было между «много» и «очень много», объясняет орнитолог, исполняющий обязанности председателя Иркутского отделения Союза охраны птиц России Игорь Фефелов. Эти птицы — постоянные обитатели озера, за исключением второй половины прошлого века, когда вид практически полностью исчез.
Почему это произошло, по словам Фефелова, ученым вряд ли удастся определить. Орнитолог считает возможными причинами исчезновения птицы перелов рыбы в военные годы (перелов — превышение нормы вылавливания рыбы в водоеме. — Прим. АСИ) и изменение экосистемы Байкала после постройки Иркутской ГЭС.
По мнению Эрдэни Елаева, профессора кафедры зоологии и экологии Бурятского государственного университета, бакланы пропали в результате массового сбора яиц в послевоенные годы: местные жители ими питались.
В результате большого баклана отнесли к исчезающим видам и включили в Красную книгу Бурятии (с 2009 года вид включен в Красную книгу Иркутской области). Однако за последние 20 лет баклан не только вернулся на Байкал, но и достиг численности в 49 тысяч птиц. Орнитологи объясняют его появление миграцией с других территорий. В 2014 году вид исключили из Красной книги Бурятии, в 2020 году — из Красной книги Иркутской области.
В 2014 году, по словам бурятской общественницы Галины Арсеньевой, заметив возрастающую численность бакланов, местные жители начали бить тревогу.
Тогда стала распространяться информация о том, как бaклaны пoeдaют пpoмыcлoвyю pыбy и сокращают ее количество (позднее даже появились точные расчеты: 10 тысяч особей бакланов в сутки якобы поедают пять тонн рыбы), в связи с чем в Бурятии птицу стали называть «черной чумой».
Байкал. Фото: Кирилл Шипицин / РИА Новости
Жители республики собрали полторы тысячи подписей за сокращение численности вида и передали обращение в Народный Хурал (высший орган законодательной власти в Бурятии. — Прим. АСИ), затем обратились к сенатору от Бурятии и в Минприроды РФ, но, как добавляет Галина Арсеньева, «не были услышаны».
Люди продолжали бороться за сокращение численности бакланов на законодательном уровне и призывали разрешить отстрел, а также разорение гнезд птицы. В мае 2023 года Бурприроднадзор разрешил отстрел бакланов. В службе объяснили решение «превышением показателя максимальной численности бакланов и нанесения ими ущерба объектам животного мира». Регулирование подразумевало убийство трех тысяч птиц. Спустя год, добыв 2548 особей, служба отменила отстрел из-за малоэффективности метода.
«Численность бакланов, наоборот, увеличилась. Это реакция любого биологического вида. А когда мы имеем дело с таким экологически пластичным видом, как баклан, любые наши действия приведут не к уменьшению численности, а к ее увеличению», — комментирует орнитолог Эрдэни Елаев.
Отстрел бакланов Бурприроднадзор отменил до ноября. К этому времени ученые Бурятского государственного института должны определить численность птиц и предоставить рекомендации по ее снижению. «Результатом этого проекта не должен стать отстрел», — надеется профессор БГУ.
Бурприроднадзор инициировал внесение изменений в ФЗ «Об охоте», которые до весны должны определить новые сроки охоты на баклана. В середине августа 2024 года стало известно, что Минприроды поддержало предложение Народного Хурала и Бурприроднадзора о снятии запрета на разорение гнезд бакланов.
Спор противников и защитников баклана
В июне 2024 года Галина Арсеньева обратилась в Минприроды России и приемную премьер-министра Михаила Мишустина и предоставила видео, на одном из которых пойманный баклан съедает около пяти килограммов рыбы.
«Ущерб наносится рыбным запасам как омуля, так и любой соровой рыбы (рыба, которая обитает в мелководных заливах, в основном пресноводная. — Прим. АСИ), потому что баклан съедает ее в очень больших количествах», — считает Арсеньева.
Орнитолог Виталий Рябцев, член областного совета Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы, отмечает, что видео с птицей снято в неволе.
«Баклан не переварит более полукилограмма рыбы в сутки. Те несколько килограммов, что он съел за раз, птица будет переваривать дней десять, если не больше. И в течение первых дней баклан даже взлететь не сможет, — дополняет Рябцев. — Если бы он был такой прожорливый, то никакого омуля, рыбы в принципе в Байкале бы не осталось. За тысячу лет бакланы бы ее всю выловили».
Как отмечает Елаев, байкальский омуль составляет 10% рациона баклана, основная пища птицы — ротан-головешка, который был случайно завезен в озеро. «Ротан и есть главный пожиратель икры всех нерестовых рыб Байкала, в том числе эндемиков (виды животных или растений, встречающиеся только в определенном географическом районе. — Прим. АСИ)», — говорит орнитолог.
На Малом море (часть озера Байкал, пролив между материком и островом Ольхон. — Прим. АСИ) — одном из двух основных районов гнездования птицы — баклан питается преимущественно байкальскими бычками, которых рыбаки не ловят, дополняет Рябцев.
Галина Арсеньева замечает, что бакланы не только едят рыбу, но также в больших количествах ее ранят. Виталий Рябцев говорит, что возможны случаи, когда в скоплениях рыбы баклан может ей навредить, однако это не массовое явление, о котором стоит беспокоиться.
Ученые уверены, что основная причина оскудения рыбных запасов в озере — браконьеры. «Больше всего байкальский омуль пострадал из-за массовой сетевой ловли в период нереста. Советский рыбнадзор был разрушен, браконьеры получили сети из Китая», — комментирует Виталий Рябцев.
Пресс-служба ФГБУ «Заповедное Подлеморье», под охраной которого находятся три особо охраняемые природные территории на северо-восточном побережье Байкала, сообщила, что с 10 по 16 июня 2024 года инспекторы организации изъяли 4,5 км рыболовных сетей. С 25 апреля по 25 июня на Байкале запрещена добыча водных биоресурсов.
Профессор БГУ также обращает внимание на то, что сократились объемы выпуска мальков байкальского омуля, что в советское время происходило в промышленных масштабах. «Запасы омуля не пополняются в достаточной степени. Сначала нужно создать рыборазводную базу, а потом уже искать врагов омуля», — считает Елаев.
«Бакланы прежде всего наносят вред природе, окружающему миру на берегах водоемов: в местах их гнездования полностью гибнет растительность», — утверждает общественница Галина Арсеньева.
Однако, как объясняет Рябцев, баклан — естественный член экосистемы, который поселился на Байкале до того, как на берегах озера появился человек. «Он не может нарушить природное равновесие, он его поддерживает», — дополняет орнитолог.
Фото: Rowan Heuvel / Unsplash
Игорь Фефелов отмечает, что бакланы — «неоднозначные птицы», но в устойчивых экосистемах они сосуществуют с изобилием рыбы. «Более того, они даже полезны для рыб, потому что “удобряют” водоемы органикой — сильнее развиваются водные растения и беспозвоночные, а это означает больше корма для рыб и их мальков», — говорит эксперт.
Галина Арсеньева упрекает ученых, которые «якобы проводят работы по определению численности бакланов», в том, что они делают это «необъективно и неэффективно».
«При встрече с учеными, которые приезжали в Усть-Баргузин, на мой вопрос, на сколько процентов численность бакланов увеличивается в год, они ответили: “Мы не знаем”», — рассказывает общественница. Она считает, что исследования, на которые выделялись бюджетные деньги, не принесли реальной пользы.
Эрдэни Елаев данные по численности бакланов не называет, объясняя это тем, что проект продолжается и его результаты представят Бурприроднадзору в ноябре. При этом в заявлении службы указали, что идет тенденция к естественному регулированию популяции: в гнезде из четырех яиц вылупляются две особи.
Это второй этап проекта по определению численности птиц, первый был направлен на изучение экологии и биологии большого баклана. По его итогам исследователи выпустили книгу, которая заканчивается так: «Любые попытки регуляции численности (прежде всего отстрел) и баклана, и байкальской нерпы как высшего звена экологической пирамиды незаконны и должны пресекаться!»
Последствия, к которым приведет разорение гнезд большого баклана
По мнению Галины Арсеньевой, изменения в правилах охоты, о которых заявили в Минприроды РФ, бессмысленны, пока не будет одобрено регулирование численности бакланов путем разорения их гнезд. Общественники продолжают настаивать на изменениях федерального закона, чтобы получить разрешение на регулирование численности птиц на территориях особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
«Мы добиваемся сокращения численности бакланов путем регулирования яйцекладок на гнездах. Нужно начать с мест ООПТ, с Забайкальского национального парка», — добавляет Арсеньева.
Эрдэни Елаев считает это решение нонсенсом: оно приведет к исчезновению баклана, как это произошло в послевоенные годы. Кроме того, по мнению ученого, в результате целенаправленного уничтожения вида обеднеет биологическое разнообразие Байкала.
«Но если местные жители действительно решили бороться и выжить аборигенный вид, то есть сознательно уменьшить биологическое разнообразие, самый эффективный способ — не отстрел, а сбор яиц», — комментирует Елаев.
Фото: Freepik
«У нас в России, в правовом государстве, первично что: человек или животный и растительный мир? Чьи интересы должны защищаться?» — спрашивает Арсеньева. Она считает, что сегодня преимущество отдается баклану, а не человеку: «Пусть процветает баклан, он скоро людей здесь уничтожит, глаза нам выклюет».
Орнитолог Виталий Рябцев сомневается в исчезновении вида из-за разорения гнезд, но видит другие последствия: «Люди еще больше одичают. Представьте человека, который убивает птенцов. Узаконивать разорение птичьих гнезд и требовать массового уничтожения птиц — это показатель низкого уровня экологической культуры населения. Когда природа страдает, гибнет, когда надо прилагать огромные усилия по ее сохранению, мы выращиваем экологических дикарей, которые ее уничтожают».
Считая увеличение численности бакланов естественным процессом, Рябцев отмечает, что проводить мероприятия по регулированию численности бакланов не нужно. Законопроекты, разрешающие отстрел большого баклана, разрабатывают и в других регионах России. Ученые обеспокоены, что вслед за бакланом жители начнут отстрел байкальской нерпы, которую также обвиняют в сокращении рыбного запаса Байкала.