Материал подготовлен по итогам сессии «Устойчивое партнерство. Что бизнес и НКО могут сделать сегодня для лучшего завтра?», которая прошла 5 сентября на Восточном экономическом форуме. Полную запись встречи можно посмотреть на сайте форума.
Что говорит статистика?
Одна из сфер, в которой власть, бизнес и НКО взаимодействуют наиболее продуктивно, — это помощь людям с нарушениями здоровья. У этого даже есть правовое обоснование: в Указе президента № 309 отмечается, что в планах обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году.
«По сути, мы будем проходить “второй эпидемиологический переход”: когда основной причиной смертности становятся не инфекционные, а хронические заболевания. И все страны, которые проходили этот путь, реализовывали масштабные программы реабилитации и ухода. Практика показывает: где масштабнее взаимодействие между бизнесом, властью, НКО и семьей в этой сфере, там результат лучше», — говорит Лилия Овчарова, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
При этом эксперт отмечает: чем более устойчивы НКО, которые работают в этой сфере, тем выше будет эффект от их вклада в решение проблем. Поэтому важно поддерживать сектор со стороны власти и бизнеса: обеспечить регулярное финансирование, долговременные партнерства и так далее.
«Еще один научный тренд: некоммерческие организации во всех странах создают инновационные сервисы и услуги. Например, если бы фонд ”Старость в радость” не начал прорабатывать модель системы долговременного ухода несколько лет назад, мы бы набили очень много шишек. Поэтому важно, чтобы государство поддерживало такие инициативы», — говорит Овчарова.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Если НКО создают инновационные форматы, то бизнес хорошо оптимизирует процессы. А в системе соцобслуживания это очень важно. Поэтому важно, чтобы коммерческие компании не выпадали из этого сотрудничества.
Движение в одном направлении
Один из ключевых факторов, влияющих на развитие социальной сферы, — это реализация национальных проектов. Во многом именно от них зависит, какие направления соцполитики будут развиваться и какие проекты будет поддерживать государство в ближайшее время.
Тем не менее это не значит, что некоммерческий сектор должен исключительно равняться на планы государства и искать свою нишу для этого взаимодействия.
«Мы скорее говорим о совместной работе, потому что и некоммерческий сектор, и государство работают по ключевым болевым точкам. И либо мы делаем это параллельно, не держа друг друга за руку, либо мы находим точки соприкосновения», — говорит Ольга Баталина, первый заместитель министра труда и соцзащиты.
Как отмечает эксперт, сейчас уже есть примеры успешного сотрудничества. Например, реестр поставщиков социальных услуг. В Дальневосточном федеральном округе на начало 2024 года в него вошло около 180 организаций. Благодаря этому НКО получают средства на свою работу и могут помочь большему числу людей.
Как отмечает Ольга Баталина, перспективы для сотрудничества НКО и власти появляются тогда, когда государство создает удобные механизмы для совместной работы. Благодаря всесторонней включенности удалось развить систему долговременного ухода и настроить работу первых семейных МФЦ.
Гранты как способ сотрудничества
Как отмечает Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций Форум Доноров, другой формат сотрудничества — это грантовые конкурсы. Изначально этот инструмент был свойственен именно некоммерческим организациям, но постепенно он перешел и в бизнес-среду.
«Сейчас большие фонды становятся операторами грантовых конкурсов для бизнеса. Так у компаний появляется возможность сфокусироваться на помощи своим целевым группам, а также расширить диапазон благополучателей и познакомиться с организациями, которых до этого не знали», — говорит эксперт.
Грантовые конкурсы проводят и социально ответственные компании — «Норникель», Объединенная металлургическая компания и многие другие. Они выделяют средства на поддержку социальных инициатив в регионах присутствия и не только.
Фото: Дима Жаров / АСИ
При этом в последние годы и НКО, и бизнес заинтересованы в институциональном развитии. Особенно остро этот вопрос стоит в третьем секторе: речь не только о зарплатах, но и о развитии профессиональных компетенций, разработке сайтов и создании других решений, которые могут глобально повлиять на работу организации.
Какие проекты рассматривает крупный бизнес?
Многие компании открыты к сотрудничеству с НКО, даже если до этого не вели с ними совместные проекты, говорит Максим Лунев, начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Российские железные дороги». Например, у РЖД есть три основных блока, направленных на развитие социальной сферы.
— Благотворительность. Ежегодно компания выделяет средства на решение социальных проблем.
— Информационная поддержка. РЖД предоставляет свои площадки компаниям и организациям, которые хотят публиковать социальную рекламу или проводить информационные кампании.
— Инфраструктурные проекты. Это более масштабные проекты, посвященные тем или иным проблемам. Например, в 2022 году презентовали тематический поезд, посвященный амурскому тигру. Цель этого проекта — обратить внимание общественности на проблемы охраны окружающей среды и защиту исчезающих видов животных.
«Нам важна медиация. Зачастую к нам приходят с гражданскими инициативами, которые, по нашим ощущениям, не всегда обоснованы. И тогда нужна внешняя экспертиза — третья сторона, которая поможет найти компромисс.
Мы несколько раз участвовали в инициативах Общественной палаты и увидели для себя эффективность системного диалога, который проходит на внешней площадке», — продолжает Максим Лунев.
В то же время, если НКО приходит с профильной темой, РЖД ищет возможности выстроить системное решение, не тратя время на стороннее обсуждение. Так было в начале 2024 года, когда на железнодорожных путях погиб кот Твикс. Специалисты НКО дали свои предложения, и в течение этого года на вокзалах появилось 160 пэт-зон, где могут быть оставлены потерянные животные.
А как партнерства видят НКО?
Любая коллаборация с бизнесом — это большой труд для команды НКО, отмечает Мирослава Сергеенко, президент благотворительного фонда «Онкологика». Но без этого развивать сферу практически нереально.
Одна из возможностей, которую дает бизнес НКО, — это масштабирование. Благодаря коллаборациям с бизнесом получается качественно оказывать помощь большему количеству людей.
«У “Онкологики” больше ста партнеров из бизнеса. Это влияет на устойчивость фонда. Моя задача сделать так, чтобы такие коллаборации приводили к долгосрочным отношениям — в этом успех оказываемой помощи. Фонд приходит не за разовым взаимодействием, а за регулярным сотрудничеством», — говорит Сергеенко.
Сейчас фонд работает над популяризацией здорового образа жизни. 10% своего времени организация тратит на то, чтобы через компании пропагандировать здоровье и превентивно бороться с раком.
«Фондам важно учиться у бизнеса компетенциям. Потому что НКО должна работать внутри как бизнес-структура. В том числе это важно для того, чтобы понимать, как общаться с предпринимателями, поэтому мы много работаем в этом направлении», — добавляет руководитель фонда.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Николай Слабжанин, исполнительный директор российского комитета «Детские деревни SOS», добавляет: НКО важно не только партнерство с бизнесом, но и с государством. По словам руководителя организации, «Детские деревни SOS» всегда ориентировались на запрос государства.
«В 2022 году в рамках спецконкурса Фонда президентских грантов мы запустили проект “Состояние безопасности”, который направлен на работу с комплексной психотравмой у детей беженцев. Этот проект нам также помог выстроить коммуникации с уполномоченными по правам детей на местах», — приводит пример Слабжанин.
По его словам, задача НКО — приходить на помощь, когда страна переживает сложный период. Поэтому важно умение реагировать на такие запросы. Но чтобы это было возможно, нужно регулярно проходить обучение и подготавливать кадры.