Новости
Новости
06.09.2024
05.09.2024
04.09.2024
18+
Статьи

Власть, бизнес и НКО: как сотрудничать трем разным секторам

Какие роли занимают НКО, бизнес и власть в решении социальных вопросов? Какие успешные примеры сотрудничества есть? И почему партнерство — лучший вариант? Отвечают эксперты на Восточном экономическом форуме.

власть бизнес нко
Фото: rivage / Unsplash

Материал подготовлен по итогам сессии «Устойчивое партнерство. Что бизнес и НКО могут сделать сегодня для лучшего завтра?», которая прошла 5 сентября на Восточном экономическом форуме. Полную запись встречи можно посмотреть на сайте форума.

Что говорит статистика?

Одна из сфер, в которой власть, бизнес и НКО взаимодействуют наиболее продуктивно, — это помощь людям с нарушениями здоровья. У этого даже есть правовое обоснование: в Указе президента № 309 отмечается, что в планах обеспечить увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. 

«По сути, мы будем проходить “второй эпидемиологический переход”: когда основной причиной смертности становятся не инфекционные, а хронические заболевания. И все страны, которые проходили этот путь, реализовывали масштабные программы реабилитации и ухода. Практика показывает: где масштабнее взаимодействие между бизнесом, властью, НКО и семьей в этой сфере, там результат лучше», — говорит Лилия Овчарова, проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

При этом эксперт отмечает: чем более устойчивы НКО, которые работают в этой сфере, тем выше будет эффект от их вклада в решение проблем. Поэтому важно поддерживать сектор со стороны власти и бизнеса: обеспечить регулярное финансирование, долговременные партнерства и так далее.

власть бизнес нко

«Еще один научный тренд: некоммерческие организации во всех странах создают инновационные сервисы и услуги. Например, если бы фонд ”Старость в радость” не начал прорабатывать модель системы долговременного ухода несколько лет назад, мы бы набили очень много шишек. Поэтому важно, чтобы государство поддерживало такие инициативы», — говорит Овчарова.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Если НКО создают инновационные форматы, то бизнес хорошо оптимизирует процессы. А в системе соцобслуживания это очень важно. Поэтому важно, чтобы коммерческие компании не выпадали из этого сотрудничества.

Движение в одном направлении

Один из ключевых факторов, влияющих на развитие социальной сферы, — это реализация национальных проектов. Во многом именно от них зависит, какие направления соцполитики будут развиваться и какие проекты будет поддерживать государство в ближайшее время.

Тем не менее это не значит, что некоммерческий сектор должен исключительно равняться на планы государства и искать свою нишу для этого взаимодействия.

«Мы скорее говорим о совместной работе, потому что и некоммерческий сектор, и государство работают по ключевым болевым точкам. И либо мы делаем это параллельно, не держа друг друга за руку, либо мы находим точки соприкосновения», — говорит Ольга Баталина, первый заместитель министра труда и соцзащиты.

93
млрд рублей составила сумма финансирования соцзаказа в 2023 году

Как отмечает эксперт, сейчас уже есть примеры успешного сотрудничества. Например, реестр поставщиков социальных услуг. В Дальневосточном федеральном округе на начало 2024 года в него вошло около 180 организаций. Благодаря этому НКО получают средства на свою работу и могут помочь большему числу людей.

Как отмечает Ольга Баталина, перспективы для сотрудничества НКО и власти появляются тогда, когда государство создает удобные механизмы для совместной работы. Благодаря всесторонней включенности удалось развить систему долговременного ухода и настроить работу первых семейных МФЦ.

Гранты как способ сотрудничества

Как отмечает Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций Форум Доноров, другой формат сотрудничества — это грантовые конкурсы. Изначально этот инструмент был свойственен именно некоммерческим организациям, но постепенно он перешел и в бизнес-среду.

«Сейчас большие фонды становятся операторами грантовых конкурсов для бизнеса. Так у компаний появляется возможность сфокусироваться на помощи своим целевым группам, а также расширить диапазон благополучателей и познакомиться с организациями, которых до этого не знали», — говорит эксперт. 

Грантовые конкурсы проводят и социально ответственные компании — «Норникель», Объединенная металлургическая компания и многие другие. Они выделяют средства на поддержку социальных инициатив в регионах присутствия и не только. 

Фото: Дима Жаров / АСИ

При этом в последние годы и НКО, и бизнес заинтересованы в институциональном развитии. Особенно остро этот вопрос стоит в третьем секторе: речь не только о зарплатах, но и о развитии профессиональных компетенций, разработке сайтов и создании других решений, которые могут глобально повлиять на работу организации.

Какие проекты рассматривает крупный бизнес?

Многие компании открыты к сотрудничеству с НКО, даже если до этого не вели с ними совместные проекты, говорит Максим Лунев, начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «Российские железные дороги». Например, у РЖД есть три основных блока, направленных на развитие социальной сферы.

  1. Благотворительность. Ежегодно компания выделяет средства на решение социальных проблем. 
  2. Информационная поддержка. РЖД предоставляет свои площадки компаниям и организациям, которые хотят публиковать социальную рекламу или проводить информационные кампании.
  3. Инфраструктурные проекты. Это более масштабные проекты, посвященные тем или иным проблемам. Например, в 2022 году презентовали тематический поезд, посвященный амурскому тигру. Цель этого проекта — обратить внимание общественности на проблемы охраны окружающей среды и защиту исчезающих видов животных. 

«Нам важна медиация. Зачастую к нам приходят с гражданскими инициативами, которые, по нашим ощущениям, не всегда обоснованы. И тогда нужна внешняя экспертиза — третья сторона, которая поможет найти компромисс.

Мы несколько раз участвовали в инициативах Общественной палаты и увидели для себя эффективность системного диалога, который проходит на внешней площадке», — продолжает Максим Лунев.

В то же время, если НКО приходит с профильной темой, РЖД ищет возможности выстроить системное решение, не тратя время на стороннее обсуждение. Так было в начале 2024 года, когда на железнодорожных путях погиб кот Твикс. Специалисты НКО дали свои предложения, и в течение этого года на вокзалах появилось 160 пэт-зон, где могут быть оставлены потерянные животные.

А как партнерства видят НКО?

Любая коллаборация с бизнесом — это большой труд для команды НКО, отмечает Мирослава Сергеенко, президент благотворительного фонда «Онкологика». Но без этого развивать сферу практически нереально.

Одна из возможностей, которую дает бизнес НКО, — это масштабирование. Благодаря коллаборациям с бизнесом получается качественно оказывать помощь большему количеству людей. 

«У “Онкологики” больше ста партнеров из бизнеса. Это влияет на устойчивость фонда. Моя задача сделать так, чтобы такие коллаборации приводили к долгосрочным отношениям — в этом успех оказываемой помощи. Фонд приходит не за разовым взаимодействием, а за регулярным сотрудничеством», — говорит Сергеенко.

Сейчас фонд работает над популяризацией здорового образа жизни. 10% своего времени организация тратит на то, чтобы через компании пропагандировать здоровье и превентивно бороться с раком.

«Фондам важно учиться у бизнеса компетенциям. Потому что НКО должна работать внутри как бизнес-структура. В том числе это важно для того, чтобы понимать, как общаться с предпринимателями, поэтому мы много работаем в этом направлении», — добавляет руководитель фонда.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Николай Слабжанин, исполнительный директор российского комитета «Детские деревни SOS», добавляет: НКО важно не только партнерство с бизнесом, но и с государством. По словам руководителя организации, «Детские деревни SOS» всегда ориентировались на запрос государства.  

«В 2022 году в рамках спецконкурса Фонда президентских грантов мы запустили проект “Состояние безопасности”, который направлен на работу с комплексной психотравмой у детей беженцев. Этот проект нам также помог выстроить коммуникации с уполномоченными по правам детей на местах», — приводит пример Слабжанин.

По его словам, задача НКО — приходить на помощь, когда страна переживает сложный период. Поэтому важно умение реагировать на такие запросы. Но чтобы это было возможно, нужно регулярно проходить обучение и подготавливать кадры.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике