Новости
Новости
15.11.2024
14.11.2024
18+
Статьи

«У меня есть мечта — заработать на поездку в Москву»: одна история о проекте сопровождаемого трудоустройства из Красноярска

Корреспондент АСИ Светлана Хустик поговорила с женщиной с синдромом Дауна, которая в 2020 году смогла устроиться работать в общепите. Она была первой в России женщиной, кому это удалось.

Прохожие на Красной площади в Москве. Фото: Пелагия Тихонова / РИА Новости

У Татьяны Самохиной синдром Дауна. Она прошла программу сопровождаемого трудоустройства, работает в красноярском «Бургер Кинге», волонтерит в общественном движении «Право на счастье», пользуется косметикой, обожает покупать наряды и собирает картины из страз.

«Я очень обрадовалась и совсем не боялась»

Татьяна — занятой человек. Мы договорились встретиться и поговорить с ней и ее мамой Мариной утром, когда у нее не было дежурства. Уже на следующий день она уезжала на выходные в социальную усадьбу «Добрая», где проводят время люди с ментальными нарушениями. Девушка приехала чуть раньше мамы. С тех пор как она стала работать и научилась пользоваться общественным транспортом, Татьяна передвигается по городу одна и очень любит самостоятельность.

Татьяна Самохина. Фото: Светлана Хустик / АСИ

«Тане 35 лет, в детстве она не ходила в детский сад и не училась в школе. Почти не умеет читать и писать. Тогда, в советское время, детьми с синдромом Дауна никто и не думал заниматься. Благо, у нее были братья: старший и младший. И она росла в дружной компании», — рассказывает Марина.

О том, что дочь когда-нибудь будет работать, Марина даже не задумывалась. Большую часть времени Таня проводила дома, ездила только на занятия в службу социальной защиты своего района. Все изменилось, когда Татьяну пригласили в интеграционно-трудовые мастерские «Трудово» общественного движения «Право на счастье».

«Трудово» — это уже не кружки по интересам, а пространство, где люди с ментальными нарушениями работают в силу своих возможностей и получают за это вознаграждение. Когда в «Трудово» приехали столичные специалисты для отбора молодых людей в проект сопровождаемого трудоустройства, Марина представить себе не могла, что дочь туда попадет.

«Нас пригласили, мы решили, что отказываться неприлично, и приехали. Таня зашла самая последняя. Я ни на что не надеялась, нас ведь даже в школу не брали. Ей задавали вопросы, что-то показывали на весах, она отвечала. Где сомневалась, говорила: ”Я подумаю”. Результат сообщили через несколько дней. Оказалось, из более чем 15 человек выбрали Таню и еще одного молодого человека. Сказали, что берут на работу в ”Бургер Кинг”», — говорит Марина.

«Я очень обрадовалась и совсем не боялась. Больше переживала мама», — добавляет Татьяна.

Марина признается, что действительно волновалась. Женщина задавалась многочисленными вопросами: как дочь будет сама добираться до работы, что если над ней будут смеяться? Она ведь даже в магазин одна не ходила.

Но все материнские сомнения решались. Татьяне назначили тьютора, с ним она начала проходить медосмотр для оформления санитарной книжки. Несмотря на то что медосмотр был заранее оплачен компанией-работодателем, а у Татьяны на руках было направление, ее не хотели принимать. Врачи возмутились: «Да как она собирается работать, она же с синдромом Дауна?» Тьютору пришлось обратиться к журналистам, в клинику приехало телевидение. В итоге перед Таней извинились и оформили все документы.

«Это несложно, но важно»

Татьяна впервые вышла на работу в феврале 2020 года. На тот момент она была единственной в России женщиной с синдромом Дауна, которая трудится в общепите. В первые дни на работе ей также помогала девушка-тьютор. Она показала дорогу от дома до работы, проехала с Таней по ней несколько раз, проговорила все нюансы, объяснила, к кому можно обратиться на работе в случае чего.

«Я уже на второй день все поняла. Как руки обрабатывать, как с директором общаться. Моя задача мыть посуду и протирать подносы. Это несложно, но важно», — объясняет Татьяна.

Татьяна Самохина. Фото: Светлана Хустик / АСИ

Сотрудники «Бургер Кинга» самостоятельно строят свой рабочий график. Татьяна вместе с мамой заранее продумывают, сколько дней в неделю Таня будет работать, и сообщают в общий чат.

Марина уточняет, что сейчас график дочери с 12:00 до 17:00, час — обед. Важно, чтобы работа приносила удовольствие и не слишком перегружала. В сильную жару, летом, ставили рабочих дней поменьше.

«В два часа я иду на обед», — поправляет Таня.

«Да-да, но сам обед длится час», — объясняет мама.

В коллективе девушку любят и уважают, директор признается, что, будь у нее пять-шесть таких работников, она бы проблем не знала. Таня абсолютно безотказна. Пока все не перемоет — не уйдет. Поначалу не могла понять, что рабочий день уже закончился. Продолжала мыть, убирать. Приходилось напоминать: «Таня, иди домой». Могла заработаться и забыть пообедать. Но сейчас все усвоила и четко знает рабочие график и правила.

Семья поощряет Таню, близкие знают, что ей необходима социализация. Дополнительные деньги здесь играют второстепенную роль. Куда важнее общение вне дома, занятость и чувство, что ты нужен.

«Дома мне скучно, поэтому я очень люблю работать. В обед я заказываю чикенбургер и наггетсы, наливаю пепси, а потом кушаю мороженое — мое любимое», — делится девушка. 

Мама подтверждает, что работа для Татьяны — все. Ни разу за эти годы ей не пришлось будить дочь на работу. Сама встает, собирается и едет.

Спрашиваю: «Таня, а как ты изменилась, с тех пор как стала работать?»

И девушка отвечает: «У меня теперь другие наряды! Мне переводят на карточку деньги, и я могу выбрать что захочу».

А после признается, что копит на мечту. Очень хочет съездить в Москву, посмотреть Красную площадь. Мама подтверждает: «Она действительно стала более серьезной, взрослой и ответственной. Ну и вот появилась мечта. Это же такое счастье — нормальная, настоящая жизнь».

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

У Татьяны на ногтях маникюр, на пальцах колечки, на лице косметика, в волосах шиньон. Она очень любит обычные женские штучки. Вместе с работой у нее появилось и хобби. Девушка может часами подряд создавать картины из страз. Сокрушается, что все, что есть в магазинах города, они уже скупили, теперь приходится повторяться.

«Незаменимы для простой работы»

«До того как попасть в программу сопровождаемого трудоустройства, Татьяна волонтерила в “Трудово”, ездила с нами на различные проекты. Жарила попкорн, варила кофе, стряпала пончики, делала сладкую вату, рисовала аквагрим в парке. Я знала, что Таня может работать, и порекомендовала ее в первую очередь. И ее выбрали, хотя были кандидаты, которые умели читать и писать. Но важнее оказались умение учиться и большое желание работать», — говорит руководитель «Право на счастье» Надежда Болсуновская.

Важно то, что человек с ментальным нарушением не оказывается на рабочем месте один. Выстроить коммуникации между ним и работодателем помогает тьютор. График, объем работы, основные задачи — все это требует более детальных разъяснений. Но только на первом этапе — месяц-полтора. Далее работник справляется сам.

Татьяна Самохина с Надеждой Болсуновской. Фото: Светлана Хустик / АСИ

По словам Надежды Болсуновской, на сегодняшний день в Красноярском крае появилась программа, которая может помочь получить деньги на тьюторов-наставников для сопровождаемого трудоустройства. Это значит, что будет возможно трудоустраивать людей с ментальными нарушениями и дальше.

«Им просто на старте нужно чуть больше времени, чтобы освоить все нюансы. А дальше они идеальные работники. Не бегают курить, не болтают, не сидят в телефонах, совсем не умеют хитрить, педантично следуют инструкциям и не пытаются их обойти. Они незаменимы для простой работы, связанной с выполнением повторяющихся операций», — резюмирует Надежда Болсуновская.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике