Новости
Новости
04.10.2024
03.10.2024
02.10.2024
18+
Серии

Инструкция: как НКО стать поставщиком социальных услуг 

О том, что статус поставщика соцуслуг дает НКО, как его получить и с какими трудностями можно встретиться, АСИ обсудило с теми, кто этот путь уже прошел.

Фото: Bruno Martins / Unsplash.com

Кто такой поставщик социальных услуг

Согласно ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», поставщиком социальных услуг может стать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и индивидуальный предприниматель, которые осуществляют социальное обслуживание. 

Как объясняет Светлана Мамонова, директор по GR Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы», в 2015 году закон демонополизировал рынок оказания соцуслуг: у НКО появилась возможность стать их поставщиком наравне с госучреждениями и коммерческими организациями. 

«Работа в рамках поставщика социальных услуг – это особенный вид взаимодействия НКО с государством. Если гранты, субсидии можно назвать именно поддержкой государством некоммерческого сектора, то, когда НКО работает как поставщик услуг, государство становится заказчиком, а организация – исполнителем заказа», – комментирует Мамонова. 

Поставщиков соцуслуг включают в реестр, который у каждого субъекта свой. Его размещают на сайте уполномоченного органа. 

Как войти в реестр поставщиков соцуслуг

В каждом субъекте действует документ «О формировании и ведении Реестра поставщиков социальных услуг», в котором указан порядок включения организаций в этот список. 

«В разных регионах правила могут отличаться. Соответственно, нужно проверить, как стать поставщиком в вашем регионе и подходят ли услуги, которые вы оказываете, под примерный перечень», – советует Марина Быкова, директор благотворительного фонда «Жизненный путь».

Светлана Мамонова дополняет, что основные требования для НКО, желающих войти в реестр, – это соответствие деятельности уставу, наличие документов, необходимых для работы некоммерческой организации, а также опыт работы в сфере социального обслуживания не менее пяти лет.

«Пожалуй, это единственное серьезное ограничение, которое не позволяет молодым организациям претендовать на вхождение в реестр. С одной стороны, понятно, что у организации должна быть репутация, чтобы ей доверили социальное обслуживание граждан. С другой – некоммерческие организации, которые только создаются и хотят выходить на рынок таких дефицитных услуг, как, например, сопровождаемое проживание, вынуждены в течение пяти лет где-то искать средства, чтобы вообще начать работать», – объясняет она. 

«Перспективы» входят в реестр поставщиков соцуслуг в Санкт-Петербурге, а фонд «Жизненный путь» – в Москве. Как отметили Светлана Мамонова и Марина Быкова, обе НКО вошли в реестр без трудностей. 

Какие социальные услуги можно оказывать

Человеку, которого признают нуждающимся в получении социальных услуг, необходимо оформить индивидуальную программу получения социальных услуг (ИППСУ). Как отмечает Быкова, в разных регионах эта процедура отличается. Так, в Москве за это отвечает единый Координационный центр при Департаменте труда и социальной защиты, а ИППСУ предполагает получение услуг в конкретных организациях.  

«Получив ИППСУ, человек волен выбирать поставщика услуг: государственную, некоммерческую или другую организацию, и получать обслуживание в том месте, которое выбрал», – объясняет Мамонова.  

Есть три формы социального обслуживания: на дому, полустационарная и стационарная. В реестр организация попадает как поставщик одной или нескольких форм, при этом для каждой необходим свой набор документов. 

Эти формы позволяют оказывать следующие виды услуг

  • социально-бытовые, 
  • социально-медицинские, 
  • социально-психологические, 
  • социально-педагогические, 
  • социально-трудовые, 
  • социально-правовые, 
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала, 
  • срочные социальные услуги.

«Жизненный путь» помогает взрослым с психической инвалидностью, организуя для них сопровождаемое проживание. Фонд – поставщик социальных услуг в полустационарной форме. «То есть мы не можем получать возмещение за услуги, оказанные на дому у наших клиентов и в стационарной форме», – замечает Быкова. 

«Перспективы», которые помогают детям и взрослым с тяжелой инвалидностью, входят в реестр с двумя формами: надомной – в рамках сопровождаемого проживания и полустационарной – в Центре дневного пребывания для детей. 

«За счет города мы не можем покрывать нашу масштабную деятельность в интернатах, потому что возникает вопрос с двойным финансированием. Государство в рамках госзаказа финансирует детские дома-интернаты, психоневрологические интернаты. Мы как благотворительная организация, работая на этих площадках, восполняем дефициты. Соответственно, эту деятельность мы ведем исключительно на благотворительные средства и гранты», – объясняет Мамонова.

Благотворительная организация как поставщик не может оказывать услуги социальных кураторов для поддержки семей в кризисных ситуациях – от проблемы с поступлением ребенка в детский сад до необходимости найти для него временное жилье.

«К сожалению, таких услуг нет в перечне надомной формы. Она понимается очень узко: социальный работник приходит, помогает с уборкой, покупкой продуктов, но никак не с интеграцией», –  говорит директор по GR.

Еще одна «большая несправедливость» – сопровождение людей в больницах, оказать которое могут только те организации, которые работают в стационарной форме. Как правило, это интернаты. «Если госпитализируется получатель услуг, который находится у нас на сопровождаемом проживании, мы обязаны снять его с обслуживания и уведомить об этом исполнительный орган. За тот период, что он находится в больнице, мы не получаем финансирование. Вместе с тем мы организуем индивидуальное сопровождение этого человека в больнице, потому что ему требуется постоянный присмотр», – комментирует Светлана Мамонова.

Как государство контролирует поставщика

Каждый месяц «Жизненный путь» подает в департамент отчет о предоставленных услугах и акты, подписанные получателями. После их проверки и принятия отчета фонд получает возмещение. «Это не очень сложные документы, но они требуют внимательности, аккуратного хранения информации и коммуникации с большим количеством людей: у нас в штате есть отдельный сотрудник, занимающийся нашей отчетностью как поставщика социальных услуг», – говорит директор фонда. 

Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости

Раз в несколько лет ведомство может провести расширенные проверки документации: запросить табели рабочего времени, списки сотрудников, расписания жизни в квартирах, фотографии. Как отмечает Быкова, к этому нужно быть готовым: аккуратно хранить документы, чтобы иметь возможность быстро подобрать их под конкретный запрос.

«Комитет по социальной политике как заказчик услуг регулярно мониторит наши сайты, информационные ресурсы (предоставлять информацию о правах и обязанностях получателей, о видах услуг, сроках, порядке и условиях предоставления – обязанность поставщика. – Прим. АСИ), постоянно собирает о нас всевозможную статистическую и отчетную информацию», – говорит Мамонова.

Кроме того, ежегодно в «Перспективы» приходят представители комитета с профилактическим визитом и по его итогам делают отчет или предписание, если выявляют какие-то недостатки. На следующий год комитет снова приходит и проверяет, исправила ли организация недочеты.

Также раз в два года организация проходит независимую оценку качества социальных услуг. «К нам приходят эксперты, оператор, который выиграл тендер на оценку в регионе. Затем он делает рейтинг организаций и пишет рекомендации», – рассказывает Мамонова.

Компенсация для НКО 

За оказание социальных услуг – выполнение заказа – НКО получает от государства компенсацию. Рассчитывается она в разных регионах по-разному. 

«Регионы сами устанавливают тарифы за конкретные социальные услуги. При подаче отчетов раз в месяц организация указывает тарифы за каждую оказанную услугу и в результате получает сумму, на возмещение которой может рассчитывать в этом месяце», – объясняет директор «Жизненного пути».

Объем средств, который субъект готов потратить на компенсации, рассчитывается по определенной формуле. По словам Мамоновой, как правило, сумма, которая планируется в бюджете на следующий год, зависит от количества получателей услуг, которые были заявлены поставщиками ранее, и суммы, которая выделялась в предыдущем году. 

«Наши реальные затраты город покрывает только частично. Мы заявляем плановые суммы, расчеты и подаем их в Комитет по социальной политике, планируя бюджет на следующий год. Финансируется лишь некий процент, который каждый год меняется в зависимости от выделенных средств, количества поставщиков услуг», – говорит Мамонова.

«Жизненный путь» получает возмещение только за услуги по организации сопровождаемого проживания. «Конечно, не все реальные затраты фонда покрывают выплаты как поставщику социальных услуг. Но для наших программ сопровождаемого проживания это большая поддержка и основной источник финансирования», – комментирует Быкова.

О «более-менее ощущении стабильности» говорит и Светлана Мамонова, которая отмечает, что компенсация не покрывает значительную часть затрат организации, но позволяет «в отличие от тех же грантов, когда ежегодно нужно писать новый проект, придумывать какие-то инновационные идеи, стабильно оказывать услуги и рассчитывать на финансирование от города». 

Что еще дает статус поставищика соцуслуг

Помимо компенсации, НКО могут рассчитывать и на другие меры поддержки, например, льготы на аренду или жилую недвижимость. Они в разных регионах отличаются.

В Санкт-Петербурге «Перспективы», владея квартирами для сопровождаемого проживания, вынуждены платить «огромные суммы налогов». «Считаем, что это несправедливо, потому что в этих квартирах проживают люди, которых мы в том числе взяли из интернатов и тем самым сняли с обслуживания, финансируемого из госбюджета. Мы привлекаем огромное количество благотворительных средств, чтобы оказывать им социальные услуги в достаточном объеме. При этом должны платить городу налоги за недвижимость, в которой мы эти услуги оказываем», – объясняет директор по GR.

По ее словам, в некоторых регионах «такой несправедливости нет»: СО НКО имеют налоговые льготы на недвижимость, которая у них в собственности.

Статус поставщика соцуслуг, по мнению Марины Быковой,  – это своеобразный «знак качества», который повышает доверие к НКО и государственных, и коммерческих партнеров. 

При этом Светлана Мамонова отмечает, что некоммерческим организациям, «ценность которых все-таки в человеко-ориентированном подходе», сложно вписаться в рамки государственных требований и нормативов. Пока система, которую предлагает государство поставщикам, слишком бюрократизирована, в ней сложно оставаться гибкими.

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике