Новости
Новости
04.10.2024
03.10.2024
02.10.2024
18+
Статьи

«В России инклюзивный туризм пока только начинается»

Почему туристы с инвалидностью по несколько раз приезжают на экскурсии в Калининградскую область.

Фото предоставлено центром «Аура»

Корреспондент АСИ изучил, как в Калининградской области развивается инклюзивный туризм, и выяснил, что мешает процветанию этой отрасли во всей России. 

Сделать «как для себя»

«Все началось с того, что я сама много путешествовала, увидела, как инклюзивный туризм устроен в мире, и захотела сделать у нас так же. Поскольку я сама на коляске, мне легко понять, какая нужна инфраструктура — не нужны сложные маркетинговые исследования, фокус-группа. Я просто придумала себе самую легкую работу из возможных», — смеется руководитель калининградского Центра развития социальных и образовательных проектов «Аура» Светлана Нигматуллина.

Светлана Нигматуллина (в голубой куртке). Фото предоставлено центром «Аура»

Первый проект по устройству инклюзивного туристического маршрута Светлана Нигматуллина написала семь лет назад. С тех пор у нее появилась команда, а число разработанных маршрутов перевалило за десяток — в Калининградской области есть что посмотреть туристам.

Причем Светлана и ее команда не только разрабатывали маршруты — они выигрывали гранты и помогали партнерам создавать доступную среду: строить пандусы, оборудовать туалеты и парковки. В национальном парке «Куршская коса» создали экомаршрут, в отелях помогали обучать персонал.

В итоге теперь в Калининградскую область туристы с особыми потребностями могут приезжать не только группами, но и в индивидуальные туры. Причем приехать могут люди с разными типами инвалидности: и те, кто передвигается на колясках, и те, у кого есть нарушения зрения, и те, у кого есть особенности ментального развития.

Один из разработанных Светланой маршрутов — «Путешествия мечты по Калининградской области» — даже получил статус национального туристического маршрута России.

Фото предоставлено центром «Аура»

«Это высшая оценка, — говорит руководитель центра ”Аура”. — И это значит, что маршрут универсальный, потому что там, где проедет коляска, человек на своих ногах тем более пройдет комфортно».

«По количеству приложенных усилий — это VIP-туры»

Сложнее всего, по словам Светланы Нигматуллиной, было создать инфраструктуру. В любом регионе есть что показать, в любом регионе реально найти экскурсовода, который может адаптировать текст экскурсии под любую группу. Но все это бесполезно, если нет гостиницы с адаптированными номерами, где туристы с особыми потребностями могли бы жить (а колясочнику по умолчанию нужна беспороговая среда, широкие двери, большой душ и санузел). То есть туристы иногда не едут просто потому, что им негде остановиться.

Еще одна проблема — транспорт. Самое большое приобретение центра «Аура» — автобус, который одномоментно может перевозить восемь колясочников и 12 человек без колясок (набирать группу больше, как показала практика, неудобно — слишком долго идет погрузка и выгрузка). Такой автобус «Ауре» пришлось частично конструировать самой.

«Понимаете, — говорит Светлана, — по количеству приложенных усилий инклюзивный туризм — это VIP-туры, а по цене — не всегда. Поэтому сейчас такой туризм в России существует скорее как разовые группы и индивидуальные маршруты. При этом, к сожалению, иногда, рассказывая о том, что нужно туристам, наши чиновники несут такую чушь! Они просто не представляют эту сферу».

Инклюзивный туризм — это бизнес

Светлана, в свою очередь, предлагает рушить стереотипы. В России, по ее мнению, достаточно много людей с физическими особенностями, которые при этом успешно работают, зарабатывают и имеют достаточно денег, чтобы путешествовать. Таких людей, конечно, меньше, чем в Европе, но они реально ждут, пока в России разовьется рынок инклюзивного туризма, который сможет предложить им достойный продукт.

«Бывает забавно, — рассказывает Светлана, — когда одни и те же люди приезжают к нам из года в год, просто потому, что больше им поехать некуда. Конечно, мы стараемся предложить им разную программу, но они с удовольствием поехали бы и на Байкал, и на Алтай. Но там нет условий!»

Руководитель центра «Аура» отмечает, что инвалиды приезжают не одни, и это влияет на окупаемость инклюзивных туристических проектов. С большинством взрослых с особенностями едут сопровождающие, с детьми едут родители, некоторые люди приезжают с семьями. То есть, создав условия для одного путешественника с особенностями, можно тем самым привлечь двух-трех человек — а это уже условия для развития бизнеса. И в Калининградской области это поняли.

Для людей, у которых денег действительно нет, компания Светланы выигрывала гранты и делала на эти средства туры выходного дня. Так, детей — подопечных «Дома с маяком» вместе с их мамами удалось таким образом свозить не только в Калининградскую область, но и в Абхазию. Причем прямо с аппаратами искусственной вентиляции легких.

Проблемные сферы

В некоторых регионах, по словам Светланы, рынок инклюзивного туризма настолько не развит, что многие компании поднимают цены — конкурентов все равно нет.

Руководитель центра «Аура» рассказывает, что в одном из калининградских отелей цены на номера, рассчитанные на колясочников (они больше и шире стандартных), доходят до 15 тысяч рублей. Как замечает Светлана Нигматуллина, сам по себе человек за такие деньги не поедет. Центру пока удавалось заключать с отелями договора и выкупать эти номера дешевле, но организации выделяют ограниченное число мест в год, поэтому и привезти она может лишь небольшое количество групп.

«Отдельный вопрос — куда селить сопровождающих, — добавляет Светлана. — Многие отели предлагают покупать для этого отдельный номер за отдельные деньги. Другая крайность — селить колясочника и его сопровождающего в номер с одной кроватью. Но ведь это могут быть совсем не близкие родственники. А вариант просторных номеров с двумя кроватями есть не везде».

По словам Светланы Нигматуллиной, чтобы в России смог развиваться инклюзивный туризм, нужно подготовить сферу транспорта: оптимизировать инфраструктуру вокзалов и аэропортов, изменить условия страхования, в том числе технических средств реабилитации (ТСР).

«На личном опыте я прекрасно представляю ситуацию, когда водитель отказывается грузить в такси инвалидную коляску, потому что моя коляска, например, весит 63 килограмма, и человеку с больной спиной ее непросто поднять. Так что я всегда мысленно готова к отказам, — признается Светлана. — Другое дело, что водители агрегаторов тоже должны смотреть примечания, где оговорены особые условия заказа, а они часто этого не делают.

Буквально вчера я вернулась из командировки и в аэропорту получила свою коляску в совершенно разобранном состоянии, с буквально вырванными креплениями для установки аккумуляторов. Сейчас переписываюсь по этому поводу с авиакомпанией. А читатели моих соцсетей комментируют ситуацию: “Вот поэтому мы и не ездим!” При этом по закону у нас можно застраховать чемодан, но застраховать ТСР нельзя, даже если коляска стоит 200–300 тысяч рублей».

Все это приводит к тому, что пока инклюзивный туризм в России развивают в основном энтузиасты — в Екатеринбурге, Сочи, Красноярске, замечает руководитель центра «Аура».

«Иногда эти люди приезжали к нам как туристы — посмотреть, как все устроено. Сейчас есть еще слушатели курсов повышения квалификации на факультетах туризма. На таких курсах в калининградском университете имени Канта (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. Прим. АСИ) я сейчас сама читаю лекции. Но пока все это только начинается», — заключает Светлана Нигматуллина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике