Материал подготовлен по итогам мастер-класса «Как сделать классный подкаст», который прошел 24 октября на конференции «Медиа/НКО}профи», организованной Агентством социальной информации. Другие материалы с конференции можно посмотреть по хештегу.
Совет № 1. Определите, зачем вам нужен подкаст
На этом этапе стоит спросить: «А точно ли нам нужен подкаст?». Подсказываем, какие у НКО могут быть причины создать подкаст:
- позволяет достичь более личной коммуникации с аудиторией;
- помогает установить контакт со слушателями;
- вовлекает и создает связи;
- повышает узнаваемость «бренда» НКО.
Причина может быть и другой. Главное, чтобы она была хорошо сформулирована и понятна всем причастным к созданию подкаста.
Совет № 2. Проанализируйте аудиторию своей НКО
Анализ покажет, кто станет слушателем вашего подкаста. От этого можно будет отталкиваться при выборе темы и жанра подкаста.
Какова наша аудитория?
- возраст;
- половая принадлежность;
- работающие или учащиеся;
- хобби и интересы;
- почему они подписаны на наши соцсети.
Важно найти точки соприкосновения с аудиторией будущего подкаста, иначе есть вероятность, что его никто не будет слушать.
Совет № 3. Выберите жанр будущего подкаста
Согласно данным интернет-издания «Лайфхакер», самыми популярными жанрами подкастов в 2023 году стали ток-шоу, монолог, перформатив, интервью и нарратив. Можное выбрать один из них или какой-то другой, а также придумать собственный.
Интервью
Подавляющее большинство подкастов, сделанных НКО, в жанре интервью. Как правило, в подкаст приглашается эксперт какой-то узконаправленной сферы, которому задают вопросы, интересующие аудиторию.
Пример: подкаст «Нечего носить» фонда «Второе дыхание» о том, как ненужная нам одежда может спасти планету и других людей.
Ток-шоу
В отличие от жанра интервью, в ток-шоу нет конкретного ведущего. Все участники разговора равны. Такие подкасты чаще комфортные, чем экспертные. В выпусках обсуждается заранее оговоренный круг проблем или тем.
Пример: подкаст «Все не как все», в котором мамы-ведущие вместе с экспертом по безопасности разбираются, как правильно говорить с детьми о разных неприятных ситуациях и о том, как их избежать.
Нарратив
Нарратив — это формат истории, но с особенностью. Ведущий не просто рассказывает про подопечного. Его история работает по определенным правилам: завязка, кульминация, интересная развязка. Людям нравится рассказывать и слушать истории, поэтому для подкаста это выигрышный формат.
Пример: подкаст «#неидеальнаямать» фонда «Солнечный город» с историями реальных людей из их детства или откровениями женщин об их опыте материнства, чтобы напомнить всем, что идеальных матерей не существует.
Перформатив
Подкаст, во время которого текст по ролям воспроизводят профессиональные актеры или просто сотрудники фонда.
Пример: подкаст студии «Поток» для фонда «Дом с маяком», в котором монстр из-под кровати рассказывает мальчику Максимке истории.
Монолог
Подкаст, в эфире которого только один ведущий. Такой формат полезен на тот случай, когда НКО хочет изучать ту или иную тему вместе со слушателями. При этом тема может меняться от выпуска к выпуску.
Пример: подкаст «Жизнь и диагноз» для людей с муковисцидозом и их близких о психологических аспектах заболевания и приемах психологической самопомощи.
Совет № 4. Подумайте над темой вашего подкаста
Путь первый: тема подкаста связана с экспертизой и компетенциями вашей НКО и закрывает какую-то потребность вашей аудитории.
Путь второй: тема вашего подкаста никак не связана с деятельностью НКО, но его ведущие — ваши харизматичные сотрудники, которые могут «разогнать» любой разговор. Например, три сотрудника фонда обсуждают фильмы.
Важно! Помните, что в подкастах нельзя говорить то же самое, что пишется в социальных сетях некоммерческой организации. Евгения Гулбис объясняет это тем, что, во-первых, аудитория привыкла к быстро меняющейся информации, а во-вторых, человек не может постоянно находиться в сопереживающем состоянии.
Совет № 5. Найдите хорошего ведущего
Ведущий — лицо вашего подкаста. Им может стать какой-то лидер мнений, который является вашим попечителем, специалист, который знает все по теме вашего подкаста, ваш сотрудник, волонтер и так далее.
При выборе ведущего опирайтесь на тему и формат подкаста. Для нарратива подойдет волонтер, для разговора — сотрудник, а для интервью — специалист.
Совет № 6. Выберите тон, с которым вы будете обращаться к своим слушателям
Опираясь на анализ своей аудитории и выбранный жанр, вы можете понять, как вы будете обращаться к слушателям: «Здравствуйте, дорогие друзья/коллеги!» или «Привет, друг, рады, что ты с нами».
«Обертка» должна соответствовать тому смысловому наполнению, которое вы выбрали ранее. Тогда у вашей аудитории не будет диссонанса.
Совет № 7. Придумайте запоминающееся название, описание и питч
Главное правило нейминга: человек должен услышать название и легко «донести» его до поисковика. Это значит, что не нужно в названии использовать специальные символы, смешение кириллицы и латиницы и делать его слишком длинным.
Описание должно включать ключевые слова, связанные с темой подкаста. Тогда платформа сможет проиндексировать ваш подкаст и привести к нему нужную аудиторию со стороны.
Питч — неформальное и понятное описание подкаста в двух-трех предложениях, с которого будет начинаться выпуск. Хороший питч выиграет вам слушателей.
Совет № 8. Пропишите несколько тем для подкаста на несколько выпусков вперед
Часто бывает так, что выбранная тема очень интересная, но растянуть ее хотя бы на несколько выпусков невозможно. Главное — выяснить это заранее, а не после того, как вы громко анонсировали свой подкаст.
Помните, что подкасты прекрасно существуют по сезонам. Внутри каждого может быть сколько угодно выпусков, а в новом сезоне можно сменить тему или подсветить ту же самую, но с другого ракурса.
Совет № 9. Не брезгуйте сценарием
Сценарий — ваш помощник при ведении подкаста. Он должен состоять из вводной части (приветствие, название и питч, тема), представления говорящих, опорных пунктов выпуска (вопросы, тезисы и т.д) и заключения (снова — название, питч, участники подкаста и приглашение послушать следующий подкаст).
Фото: Jukka Aalho / Unsplash
Совет № 10. Всегда готовьте техническое задание для монтажера
Да, это занимает время, но это необходимо для того, чтобы финальный монтаж вас устроил.
Сообщение для монтажера должно выглядеть так:
- файл 1, время 1:25-3:54, со слов «…» до слов «…»,
- файл 2, время 7:42-7:47, со слов «…» до слов «…»,
- файл 1, время 19:25-22:36, со слов «…» до слов «…» и так далее.
Важно, чтобы в подкасте были джинглы — короткие музыкальные заставки. Джингл — это аудиологотип вашего подкаста, по нему люди отличают один подкаст от другого.
Помимо джингла в подкасте должны быть вставки и перебивки, которые отделяют одну тему от другой или просто дополняют выпуск музыкальным сопровождением.
Тайминги всех музыкальных вставок тоже необходимо передавать видеомонтажеру.
Организаторы конференции – Агентство социальной информации и Центр «Благосфера». Конференция проводится при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина (проект «НКО-профи»), Фонда президентских грантов (проект «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити»), Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.
Конференция традиционно приурочена ко дню рождения Агентства социальной информации, который отмечается 24 октября. В 2024 году АСИ исполняется 30 лет.
Агентство социальной информации – ведущая экспертная организация российского некоммерческого сектора и профессиональное информагентство, специализирующееся на освещении гражданских инициатив. АСИ оказывает информационную поддержку социально значимым проектам, проводит просветительские кампании, развивает медиапартнерство.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.