Новости
Новости
20.11.2024
19.11.2024
18+
Статьи

«Случай, когда люди влюбляются в объект»: как в России сохраняют индустриальное наследие

Фонд Потанина представил документальный фильм «Мануфактура культуры». О чем он и благодаря чему заброшенные здания превращаются в музеи и креативные кластеры.

Фото: Natali Bredikhina / Unsplash

Документальный фильм «Мануфактура культуры» состоит из пяти историй о том, как люди не оставили заброшенные фабрики и заводы на произвол судьбы. В фильме снимались авторы проектов-победителей конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент» 2021/2022 годов из Калининграда, Егорьевска, Ярославля, Самары и Сысерти. 

«Индустриальный эксперимент» — конкурс, призванный выявлять и поддерживать лучшие практики трансформации индустриального наследия. 

О каких проектах можно узнать в фильме

– Индустриальное наследие в неиндустриальном регионе: «Калининградский вагоностроительный завод» в городском пространстве. Его авторы, команда из музея «Фридландские ворота», превращают кузнечный цех старого завода в музейно-выставочное пространство KVZ space. Там собирают истории работников завода, показывают сохранившиеся станки, устраивают выставки и фестивали современного искусства. 

– «Хлудовские ракушки», Егорьевск. А там команда Егорьевского историко-художественного музея начинает осваивать территорию фабрики Хлудовых, которая начала работать в 1845 году, а закрылась только в 1990-е.  

– «Ткань города», Ярославль. Проект реализуют на старейшем текстильном предприятии — Ярославской Большой мануфактуре (сейчас — фабрика «Красный Перекоп»). Авторы проекта тоже стремятся не только открыть здание для местных жителей и туристов, но и сохранить воспоминания, фотографии и документы людей, когда-то трудившихся на этом предприятии.  

– Музейная экспозиция «История типографии в Самаре». Экспозиция находится в старинном особняке, где еще до революции работала типография. Теперь это пространство включается в креативный арт-кластер. 

– «Мартен», Сысерть. Команда проекта организует культурные события в полуразрушенном цеху Чугуноплавильного железоделательного завода Турчановых-Соломирских. Помимо спектаклей и перформансов, на территории проводят встречи бывших сотрудников завода.

В день премьеры Фонд Потанина инициировал дискуссию о том, как проекты ревитализации индустриального (и не только) наследия объединяют людей, всю жизнь живших на территории и только приехавших, и преображают местность.

Ревитализация — процесс воссоздания одного объекта, ансамбля или в целом городского пространства. Во время ревитализации меняют функциональное назначение зданий, при этом стараясь сохранить их самобытность. Среди известных примеров ревитализации — дизайн-завод «Флакон», культурно-деловой комплекс «Большевик», общественное пространство «Хлебзавод». 

Как индустриальное наследие влияет на территорию

Для проектов, которые строятся вокруг объектов индустриального наследия, в 2021 году Фонд Потанина выделил отдельное направление поддержки — конкурс «Индустриальный эксперимент».

Фонд поддерживает музейные проекты с самого своего создания, рассказывает Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина, и со временем на конкурсы стало приходить все больше и больше инициатив, связанных с объектами индустриального наследия. Такие проекты оказались созвучны представлениям фонда о музее как об общественном институте, который не только занимается хранением, но и работает с социальной проблематикой. 

В этом плане объекты индустриального наследия хорошо демонстрируют, что музей может быть современными, может объединять людей. Несколько лет назад Московская высшая школа социальных и экономических наук при поддержке Фонда Потанина проводила исследование о том, как территории развиваются благодаря культуре. 

По словам Оксаны Орачевой, исследование показало, что в определенных условиях у культуры проявляется партнерский потенциал, который влияет на развитие территории, на экономику региона, на региональную идентичность и в конечном счете на качество жизни местных жителей.  

«Здесь есть еще одна очень важная составляющая. Работа с индустриальным наследием — это всегда низовая инициатива. И в ней неизбежно встает вопрос партнерства, которое развивается на территории благодаря таким проектам. Ни один музей или любое другое учреждение культуры не может реализовать проект, связанный с индустриальностью, без партнерства с бизнесом и с местными органами власти», — отмечает генеральный директор Фонда Потанина. 

Зачем это местным жителям

А еще такие проекты не реализуют без людей. Часто местные жители не замечают индустриальное наследие своей территории, потому что оно кажется им обыденностью.

Так случилось с заброшенной типовой насосной станцией в городе Белозерск Вологодской области. Местные не очень любили это место, но его приметила Анор Тукаева, руководитель фонда «Крохино». История фонда началась с территорий, затопленных при строительстве Волго-Балтийского водного пути. В одном из бывших сел этой территории остался храм-маяк, который фонд теперь старается сохранить. 

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Во время этой работы накопилось много историй о людях, переселяющихся из зоны затопления. Насосная станция, пусть и не особенная с точки зрения архитектуры, тоже связана с водным контекстом, поэтому именно там решили создать «Музей незатопленных историй». Местные жители, во многом относившиеся к старой станции как к обычной заброшке, не сразу восприняли проект. 

Получить их отклик, по словам Анор Тукаевой, получилось после долгих лет работы. Переломный момент в этих взаимоотношениях случился, когда людям позволили посмотреть на свою жизнь с другой стороны, рассказать и поговорить о собственной сложной памяти, связанной с утратой территорий. Это помогло им ощутить ценность собственных воспоминаний. 

Про законы и любовь

Инна Крылова, историк, культуролог, эксперт по промышленному наследию, автор проекта «МосПромГид», подтверждает: работа с индустриальным наследием невозможна в одиночку. Еще одна сложность этой темы — отсутствие понятия промышленного наследия в законодательстве. От этого не у всех есть понимание, что считать таковым и сохранять, а что перестраивать полностью или сносить.  

«Поэтому этот фильм — про счастливый случай, когда люди влюбляются в объекты и не только дают им жизнь, но и понимают глубину и ценность всех идей, связанных с этими памятниками», — говорит Инна Крылова.   

Для дальнейшей работы с индустриальным наследием в стране будет необходимо его полное определение. А еще — экспертные советы по промышленному наследию, которые нужно создавать во всех регионах страны, заключает эксперт.

Фильм «Мануфактура культуры» создан Благотворительным фондом Владимира Потанина при участии Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» и кинокомпании Red Pepper Film. Посмотреть его уже можно в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск»

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике