В основу обсуждения легли данные, полученные Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Исследователи с 2006 года изучают изменения в работе НКО. Для встречи Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, подготовила данные о том, как население оценивает вклад НКО в решение социальных проблем и насколько это востребовано.
Мониторинг показал, что большинство опрошенных россиян (81%) сегодня считают, что НКО должны наряду с государством участвовать в решении социальных проблем. Этот показатель остается примерно одинаковым все время.
При этом вклад НКО в решение социальных проблем скорее оценивают как удовлетворительный (53%). Только 15% опрошенных оценивают этот вклад как хороший.
«Но в начале наших замеров доля хороших оценок была на уровне 4%. Так что рост в 11 процентных пунктов дорого стоит. Было сделано огромное усилие, чтобы изменить общественное мнение», — говорит Ирина Мерсиянова.
Респонденты мониторинга отмечают, что помощь НКО особенно необходима в сфере здравоохранения (так считают 47% опрошенных), помощи малообеспеченным (43%) и помощи военнослужащим СВО, ветеранам и их семьям (37%). Во многом эти сферы выбирают из-за того, что их состоянием недовольны. Так, 42% опрошенных считают, что сфера здравоохранения в плохом состоянии. Сферу социального обеспечения точно так же оценивают 35% респондентов.
Чаще всего россияне ждут, что НКО будут контролировать работу учреждений в разных сферах. Привлечение волонтеров и пожертвований видится наиболее уместным в сфере соцобслуживания и наименее — в сфере образования.
А какие условия необходимы, чтобы это было возможно?
Как отмечает Светлана Маковецкая, директор фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований “ГРАНИ”», сейчас все еще нет единых и универсальных правил по поддержке социальных инноваций НКО.
«Нам необходима смена угла зрения. НКО — поставщики услуг воспринимаются как добровольная народная дружина: не хватает вам полицейских, так мы еще непрофессионалов выведем, главное чтобы ничего руками не трогали. Но НКО предлагают новые технологии, поэтому нужны изменения сути деятельности в отрасли», — уверена Светлана Маковецкая.
Также для системности нужен опыт совместной деятельности. Государственные и негосударственные сервисы должны быть сильнее связаны друг с другом, чтобы маршрутизировать подопечных и выстраивать комплексную систему помощи.
Еще важные направления, в которых предстоит работать, — поддержка социальных стартапов, включение НКО во флагманские направления изменений в социальной сфере, государственная поддержка деловых партнерств НКО и единая коммуникационная стратегия.
Фото: Imagine Buddy / Unsplash
«Нужны гарантии включения НКО в системные проекты. Нужна синхронизация и цифровизация сферы, в том числе ресурсная поддержка в этом направлении. И конечно, повышение квалификации специалистов. Государство должно понимать: НКО — один из драйверов изменений в социальной сфере», — отмечает эксперт.
А что на практике?
Сфера помощи семьям
Фонд «Дорога к дому» работает с 2005 года. Организация поддерживает семьи и детей в трудных жизненных ситуациях. Сам фонд зарегистрирован в Череповце, но реализует свои программы и за пределами Вологодской области.
«Фонд апробировал и внедрил в работу государственных учреждений более 40 социальных технологий. Составляющих успеха много: одна из них — это устойчивое постоянное финансирование крупной организации. Мы можем вести сколько нужно проектов и не прекращать их, как было бы в случае грантовых проектов. Второе — мы опираемся на данные реальных социологических исследований», — говорит Екатерина Фрыгина, директор фонда «Дорога к дому».
Как отмечает эксперт, сейчас в Череповце работает только один центр помощи, в котором воспитываются около 120 детей-сирот. С первых лет работы фонд выбрал системное направление помощи: определил основные причины, почему дети остаются без попечения родителей, и начал прорабатывать проекты по профилактике.
Например, несколько лет назад на базе Дома ребенка, где мамы отказывались от ребенка по трехстороннему соглашению, открыли группу дневного пребывания. Там родители могли оставлять детей только на дневное время, если сидеть с ребенком нет возможности. С 2020 года эта группа работает без включения фонда. А фонд оказывает семье услуги, помогая выйти из трудной жизненной ситуации.
«Когда мы открывали службу предотвращения отказа от новорожденных, мы снизили этот показатель с 30 случаев в год до одного. Этим занимается только наш фонд: наши психологи консультируют на базе родильных домов», — отмечает эксперт.
Благодаря работе фонда появились описанные технологии: их можно тиражировать и внедрять в других регионах. А самое главное — многие дети остались в кровных семьях, а их родители смогли справиться с трудностями.
Сфера помощи пожилым
Один из самых известных примеров, когда инициатива НКО вышла на государственный уровень, — система долговременного ухода. В 2017 году Елизавета Олескина, руководитель фонда «Старость в радость», на встрече с президентом предложила создать государственную программу, которая будет системно решать вопросы долговременного ухода. Идею поддержали, сейчас проект охватил уже всю страну, хотя до сих пор остается пилотным.
«Пока нет закона, нельзя выдохнуть. А когда закон появится, нельзя сказать, что будут сразу охвачены все аспекты, которые нам важно сохранить для комплексной помощи пожилым и людям с инвалидностью», — говорит Елизавета Олескина.
Несмотря на возможные сложности, шаги по внедрению системы уже сделаны. Выработан алгоритм, по которому человек сможет получить необходимые услуги, разработан индивидуальный социальный пакет долговременного ухода и многое другое.
Кроме того, остается много направлений, которые еще только предстоит внедрять в государственную систему. Например, до сих пор стоит вопрос, кто именно должен обеспечивать уход за людьми, резко потерявшими мобильность и попавшими в больницы.
«Та же беда со стоматологическими услугами. Зубопротезирование бюджетом ОМС не предусмотрено. Сейчас такие услуги оплачиваются силами фондов, но если мы говорим про систему — нужны системные решения. И таких проблем больше, чем хотелось бы. Так что пример, когда НКО могут передать свои решения государству, на практике один из 20 проектов», — говорит руководитель фонда «Старость в радость».
Поэтому сейчас, даже разрабатывая системные решения, НКО должны решать и бытовые вопросы, чтобы подопечные могли получить помощь до того, как будет федеральный проект.
Сфера помощи людям с инвалидностью
Региональные отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) работают в 71 субъекте России. Организация продвигает инициативы родительского сообщества по созданию достойных условий жизни для их детей с особыми потребностями. Региональные отделения взаимодействуют с местными властями, бюджетными учреждениями и другими организациями.
ВОРДИ согласует изменения в федеральные и региональные нормативно-правовые акты по вопросам в сфере инвалидности. Организация участвовала в разработке и внесении изменений в 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
«Мы используем единую технологию во всех регионах, и нам удается много что изменить. У нас было порядка 200 региональных инициатив, из них 147 принято», — говорит Елена Клочко, председатель Совета ВОРДИ.
Одно из системных решений организации — семейные приемные ВОРДИ, которые работают уже в 52 регионах. Это служба социального сопровождения семей с детьми с инвалидностью. Специалисты приемных информируют и консультируют семьи в режиме одного окна на тему образования, занятости, сопровождаемого проживания, доступной среды и других.
Фото: Николай Хижняк / АСИ
«Сопровождаемое проживание, в частности, действительно вошло в закон силами НКО. По 189-му ФЗ нужны сертификаты, но в нашем случае они должны быть бессрочными, ведь сопровождаемое проживание — это на всю жизнь. И именно НКО играют решающую роль в реализации этого направления», — говорит Елена Клочко.
Сфера помощи бездомным
В январе 2024 года президент поручил правительству изучить опыт Тюменской области по оказанию медицинской помощи бездомным и рассмотреть возможность его распространения. Это поручение напрямую связано с работой Центра развития социальных проектов Тюменской области «Милосердие».
Как отмечает Андрей Якунин, руководитель центра «Милосердие», есть системные проблемы в оказании медпомощи бездомным людям. Во-первых, без документов им не оказывают плановую медицинскую помощь. Во-вторых, нет нужной инфраструктуры. И в-третьих, у бездомных людей низкая мотивация обращаться за помощью.
«Мы придумали системное решение: занимаемся ранним выявлением, мотивируем обращаться за медицинской помощью и сопровождаем человека на всех этапах. Наша медицинская служба — это готовое решение для системных изменений в России», — отмечает Андрей Якунин.
«Милосердие» оказывает плановую медицинскую и амбулаторно-поликлиническую помощь бездомным людям, а также занимается долговременным уходом. Если человеку нужно долечиться, а находиться в государственном учреждении он больше не может, его переводят в медицинский блок центра.
В феврале 2024 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол, после которого сформулировали рекомендации для распространения опыта. А летом в Тюмени провели конференцию «Дом, который построил ты», на которой тоже поднималась тема помощи бездомным людям.
«Хочется, чтобы в каждом округе появился комплексный медико-социальный центр для бездомных людей, были подготовленные региональные команды и было правильное позиционирование этой темы в информационном поле», — заключает Андрей Якунин.
Материал подготовлен по итогам секции «Институты гражданского общества – действующая сила изменений в социальной сфере», которая состоялась 2 ноября на итоговом форуме «Сообщество» в Москве. Форумы «Сообщество» проводятся Общественной палатой РФ с 2015 года во всех федеральных округах России. Это открытая рабочая площадка для трехстороннего диалога между обществом, бизнесом и властью. Задача форума — выявлять лучшие региональные и федеральные практики, объединять единомышленников, придавать импульс развитию гражданского общества в регионах. В 2024 году региональные форумы «Сообщество» прошли в Иркутске, Калуге и Магасе.