Текст подготовлен по итогам сессии «Тренды в благотворительности: как их увидеть и быть на шаг впереди?», прошедшей 29 ноября на конференции «Технологии добра».
Где и в каких источниках искать актуальные тренды?
Руководитель коммуникационных проектов Philin Philgood Юлия Калугина в начале сессии напомнила, что тренды в некоммерческом секторе очень разные и постоянно меняются. При этом они могут быть разными и для каждой организации.
Чтобы отслеживать каждый из них, Юлия советует разделить деятельность НКО на надсистемы. Так, приют для животных мог бы выделить для себя несколько таких надсистем: ветеринария, зоопсихология, законодательство в сфере защиты животных. В каждой из этих сфер стоит отслеживать тренды. Возможно, не каждый из них будет напрямую влиять на НКО, зато это даст возможность быть в курсе повестки в случае, если они все же станут актуальны для всего сектора.
Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации, рассказала, что редакция часто получает обратную связь от читателей, в которой те отмечают, что им важна аналитика. АСИ выступает навигатором, представляя лучшие практики, которые существуют в третьем секторе.
«Для этого мы проводим много исследований. В этом году вместе с группой ЦИРКОН мы выпустили ретроспективный доклад, который позволяет оглянуться на 30 лет назад. Мы часто скромничаем: кажется, что не так уж и много мы делаем для общества и страны в целом, но на самом деле достижений очень много», — заявила Ольга.
Ознакомиться с докладом можно по ссылке.
Исполнительный директор благотворительного фонда «Социальный навигатор» Татьяна Задирако отметила, что иногда тренды искать не нужно — они случаются с нами сами по себе. Самый яркий пример последних лет — пандемия COVID-19 и следующая за ней изоляция.
«К чему это привело? К глобальной цифровой трансформации работы некоммерческих организаций. Появились “новые богатые” — НКО, которые выиграли в гонке цифровой трансформации», — объяснила Задирако.
Эксперты поделились списком проверенных источников информации, в которых можно следить за трендами третьего сектора:
- СМИ: Агентство социальной информации, «Милосердие.ru», «Журнал о благотворительности», РБК, Forbes Life;
- профильные телеграм-каналы: например, канал Олега Базалеева, канал «Неустойчивое развитие»;
- фонды: Фонд Потанина, Фонд Тимченко, «Абсолют-помощь» и другие.
Основные современные тренды третьего сектора
- Снижение числа публикаций об отчетности некоммерческих организаций.
- Некоммерческие организации перестают использовать свой сайт как инструмент коммуникации со стейкхолдерами.
- Третий сектор активно развивает соцсети.
«Уровень публичности в целом снижается. Создаются закрытые группы по подписке, потому что это единственный формат, в котором некоммерческие организации могут обсуждать свои проблемы в безопасном формате.
В частности, снижается уровень информирования и размещения информации об учредителях, членах экспертных советов и членов попечительских советов некоммерческих организаций по вполне понятной причине. После 2022 года возникают дополнительные риски санкционного влияния, что, конечно, касается и развития некоммерческих организаций», — считает Задирако.
Ольга Дроздова добавила, что такое положение дел созвучно нынешнему медиапотреблению и желанию некоммерческих организаций общаться со своей аудиторией через социальные сети.
Как работать с крупными донорами сегодня
В первую очередь надо понимать мотивацию крупного донора, считает Елена Щетинина, начальник департамента по работе с партнерами Фонда целевого капитала «Истоки».
«Отталкиваться надо от донора. В первую очередь надо узнать, что ему интересно и важно. Во вторую — какое у него сейчас финансовое состояние. Может, он развелся и к нему сейчас вообще лучше не ходить. Или, например, продал крупный бизнес», — говорит Елена. На эту тему можно послушать выпуски подкаста «Истории от Истоков», посвященного эндаументам.
А чтобы понять, кто может стать донорами организации, НКО должна оглядываться на свою миссию, считает Задирако.
Какими будут (или должны быть) НКО через 10 лет?
«Доказано, что НКО — это “клей”, который помогает укреплять усилия бизнеса, государства и самых разных акторов внутри какой-то проблемы. И кроме НКО, этого, в общем, никто не может делать, это тоже доказано. Поэтому важно оставаться этим клеем и не насаждать, а аккуратно показывать населению, что благотворительность — это часть жизни, а не что-то сегментированное», — отметила Ольга Дроздова.
По мнению Ивана Климова, старшего научного сотрудника Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ, сектору критически необходимо создавать как можно больше инфраструктурных организаций.
«Нужно не просто тему благотворительности продвигать, а быть специалистом по тому, кто присутствует в секторе и у кого здесь есть коренные интересы, а также уметь связывать эти интересы друг с другом. В социологии есть такое понятие — ”институциональный предприниматель”. Конечно, всем НКО становиться институциональными предпринимателями не нужно, но знания очень важны», — пояснил Иван.
По словам Татьяны Задирако, в ближайшие 10 лет взаимоотношения между государством и некоммерческим сектором в России станут развиваться по китайской модели.
«Мы все больше и больше будем зависеть от требований и запросов государства, которые с помощью денег будут связывать нас с государственной политикой», — сказала Задирако.
По ее прогнозам, отношения между донорами и некоммерческими организациями по-прежнему будут оставаться патерналистскими, а бенчмаркинг продолжит развиваться. Некоммерческие организации смогут использовать ограниченные ресурсы, связанные с развитием стандартов, оценки, аналитики, рейтингов и любой другой базы данных, которую можно экстраполировать для построения бенчмаркинга и партнерских горизонтальных связей, в том числе региональных.
«Ценности станут точкой отсчета: “Мы с тобой одной крови”. Частные фонды будут продолжать создаваться, потому что российские крупные бизнесмены как не верили никому, так не верят и не будут верить. А повестка ESG стремится стать стратегией замкнутого цикла, где бизнес абсолютно все замыкает на себе и мы как партнеры становимся не нужны. “Я сам с усами, создал фонд развития территорий, а все остальные — свободны”», — подытожила Задирако.